По преданию, промысел возник в начале XVIII в. Первые печатные известия о промысле восходят к середине XIX в. Выставленные на кустарной выставке в 1872 г. кукарские кружева были отмечены как «весьма заслуживающие внимания». В 70-е годы XIX в. кружевоплетение - основной женский промысел в Кукарке и прилегающих к ней деревнях. В 1893 г. открывается кукарская земская школа кружевниц, которая вскоре завоевала хорошую репутацию: ее выпускниц приглашали в качестве учителей в другие губернии и во вновь открываемые школы кружевоплетения в Вятской губернии. Школа и мастерская при ней способствовали тому, что производство кружев было быстро расширено и намного повысилось их качество. К концу столетия характер и ассортимент вятских кружев, вначале очень простых по рисунку, значительно изменился. Кружевницы, отвечая городским модам, стали выплетать не только мерные кружева, но и штучные изделия: шарфы, косынки и т. п. К 1914 г. вятские кружева экспортировались в Америку, Англию, Голландию, Швейцарию.
В 1920 г. 255 кружевниц организуют в г. Советске (в прошлом - слобода Кукарка Вятской губ.) первую артель. Расширение промысла привело к тому, что в 1931 г. из этой артели выделились в самостоятельную артель кружевницы с. Ильинского, а в 1933 г.-с. Завертного. В развитии промысла большую роль сыграли «ходячие бригадирши»: артели выделяли лучших мастериц, которые ходили по окрестным колхозам и в два-три месяца обучали местных жительниц искусству кружевоплетения. Несмотря на то что многие рисунки заимствовали с привозных вологодских, елецких и рязанских образцов, в промысле постепенно сложился своеобразный местный орнамент кружев, особенно заметный в изделиях, выполненных сцепным способом плетения. Растительные мотивы орнамента кировского кружева динамичны, имеют часто остроконечные формы; тесьма, образующая узор, делает острые повороты, крутые петли, ее плотное плетение переходит местами в более прозрачные разработки, она то расширяется, то суживается. Решетки, очень разнообразные по рисункам, усыпаны подчас крупными и настолько выразительными звездами, что они как бы затмевают основной узор.
Перепись 1928 г. зарегистрировала в Кировской области 11 мастериц по строче-вышивке. Его возрождение, начавшееся в 1935 - 1936 гг., произошло при радикальном изменении географии промысла: из сельского промысла, он, за малым исключением, превратился в городской промысел. Перед Великой Отечественной войной крупнейшей артелью по строче-вшивке была Кировская артель «Им. 8 Марта». В артели работало 146 человек, а выпуск продукции достиг 1011 тыс. руб. В период 1938 - 1940 гг. большую помощь в подъеме художественной стороны промысла оказал Институт художественной промышленности, снабдив артель значительным количеством рисунков. В период Великой Отечественной войны число лиц, занятых промыслом в самой крупной артели снизилось в 1942 г. до 24 мастериц. В 1945 г. работало 66 мастериц. На 1 января 1947 г. в артели «Им. 8 Марта» в г. Киров занято 74 человека.
Вышивальный промысел в Кировской области не имел давних традиций. Поэтому организованная в 1936 г. артель выпускала столовое и постельное белье, оформленное машинной вышивкой ришелье и гладью.
Среднегодовая численность рабочих Советской артели кружевниц на 1959 г. – 643, в том числе по художественным промыслам – 643. Валовая продукция в оптовых ценах на 01.07.1955 – 246,2 тыс. руб., в том числе по художественным промыслам – 246,2 тыс. руб.
Очень большую роль в создании оригинального кировского кружева сыграла художница-кружевница А.А. Гужавина, окончившая Кукарскую кружевную школу в 1906 г. и проработавшая в промысле как педагог, руководитель и художник более 50 лет (в 1959 г. в МНИ была организована персональная выставка произведений А.А. Гужавиной).
Художница 3.А. Вараксина, работавшая в кружевной артели г. Советска с 1958 по 1969 г., является автором интересных занавесей-панно «Дымковская игрушка» и «Дружба народов» с нарядным декоративным орнаментом в характере кировского кружева. Они демонстрировались на юбилейной выставке «Декоративно-прикладное искусство» в 1968 г. в Москве. Кировскими кружевницами были выполнены занавеси художницы НИИХП Н.В. Симакиной «Птицы» и «Сказка о царе Салтане», демонстрировавшиеся на выставке ЭКСПО-67 в Монреале, а также большое монументальное панно «Север» (показано на ЭКСПО-70 в Осаке). В работах Н. В. Симакиной строгость общей композиции соединяется с богатством нарядных кружевных кировских разделок.
В 1960 г. артель кружевниц г. Советска слилась с артелью художественных изделий г. Кирова, выпускавшей строчевышитые изделия, и на их базе была образована существующая ныне фабрика.
С 1960 г. фабрика перешла на выпуск одежды с вышивкой на тамбурных и швейных машинах. В основу рисунков для вышивки были положены традиционные узоры соседних Вологодской и Архангельской областей.
Количество работающих Советской фабрики строчевышитых и ковровых изделий на 1962 г. – 554 человек, в том числе по художественной отрасли – 430.
План выпуска продукции на 1962 г. – 720 тыс. руб.,в том числе художественных изделий – 640 тыс. руб. (ковры 2700 м²)
Выпуск валовой продукции за 1970 г. составил 4124,0 тыс. руб., в том числе художественных изделий - 3825,0 тыс. руб.
Строчевышивальные изделия выполняются на различных швейных и вышивальных машинах, а также на п/автоматах «Текстима». Ручной вышивкой в 1972 г. занято 20 человек, тогда как в 1961 – 1962 гг. вышивальщиц насчитывалось 111 – 115 человек. На предприятии работает около 1000 человек, из них более 450 человек выполняют ручное кружево (в. г. Советске и ближних селах). В ассортимент изделий входят вышитое женское платье, постельное белье и кружевные изделия. В художественных промыслах области по объему производства фабрика занимает ведущее место.
Кировская фабрика строчевышитых изделий им. 8 Марта с филиалом в г. Советске и отделениями мастеров-надомников в с. Ильинском и д. Завертной входила в Управление по производству игрушек, организованном в 1968 г. при Кировском облисполкоме.
В 1971 г. выпущено продукции на 4812, тыс. руб., в том числе художественных изделий на 4367,5 тыс. руб.
У фабрики хорошие производственные площади. По экономическим показателям фабрика является одним из лучших строчевышивальных предприятий в РСФСР. Среди пяти лучших фабрик по затратам труда она занимает 20-е место и рентабельности производства 3-е место. На фабрике организована лаборатория из 10 квалифицированных работников и работает творческая группа мастеров из 30 человек. Объединение с фабрикой Им. 8 Марта Советской фабрики кружевных изделий имеет положительное значение для развития художественных промыслов.
Изделия кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках, в том числе: в М.-- 1882, Спб.- 1888, Нижнем Новгороде - 1896, Спб.- 1902, Спб.- 1913, Чикаго - 1893, Париже - 1900. После Октябрьской социалистической революции кировские кружевницы участвовали на выставках: ВХП - 1923, 40-летие Октября - 1957, ВДНХ -1959, Всероссийский смотр-выставка - 1960 (Диплом I степени), Россия-4, Париж - 1937 (Почетный диплом), Нью-Йорк - 1939, Брюссель-1958 (серебряная медаль), Монреаль - 1967, Осака - 1970. Их работы неоднократно отмечались высокими наградами.
Коллекции кировских изделий имеются в МНИ, ГРМ, ГМЭ, Кировском областном художественном музее имени А.М. Горького, Советском районном краеведческом музее.
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за 1970 г.- 519 человек, в том числе изготовлением художественных изделий заняты 473 человека.
Информация из: Художественные промыслы РСФСР: Справочник / сост. В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. - М.: Легкая индустрия, 1973; Н.Н. Захаренко. Художественный промыслы Кировской области. Москва, 1947 (машинопись); Марков С.П. Справочные материалы по художественным промыслам. НИИХП, 1966 (машинопись); Научно-технический отчет по теме «Комплексное развитие народных художественных промыслов Кировской области в 1971 – 1975 гг.». Москва, 1972 (машинопись)
Читать далее