В 1928 г. - организован Холмогорский учебный пункт художественной резьбы, в 1930 г. - преобразован в профессионально-техническую школу в селе Ломоносово, в 1930 г. (по другим данным в 1932 г.) - создана косторезная артель, преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова. Изделия холмогорских мастеров экспонировались на отечественных и международных выставках: ВХП-1923, ВСХ-1923, Юбилейная-1928, ВНТ-1937, М.-1957, ВДНХ-1959 (диплом III степени), Всероссийский смотр-выставка-1969 г. (диплом I степени), ВДНХ-1968 (диплом II степени), Манеж-1973 (Диплом Совета Министров РСФСР), ВДНХ-1977, Париж-1937 (золотая медаль), Нью-Йорк-1939, Брюссель-1958 (серебряная медаль), Монреаль-1967, Осака-1970, Спокан-1974. Коллекции изделий фабрики находятся в ГЭ, ГРМ, ГИМ, МНИ (в настоящее время коллекция хранится во ВМДПНИ).
Информация из: Справочник по художественным промыслам системы Всекопромсовета, М.-Л., Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1939
В.Г. Смолицкий. Худ. промыслы РСФСР (рукопись), 1978
Ломоносовская косторезная артель в Холмогорах находится в тяжелом положении, в смысле выполнения своего производственного плана (выполнение плана 1938 г. составляет - 60%), снижения качества продукции, убыточности и потери часто своих кадров.
Информация из: Отчет о работе Института художественной промышленности за 1938 г. М., 1938 (машинопись)
Среднегодовая численность рабочих косторезной артели на 1959 г. – 96, в том числе по художественным промыслам – 96. Валовая продукция в оптовых ценах на 01.07.1955 – 134,8 тыс. руб., в том числе по художественным промыслам – 134,8 тыс. руб.
Артели присужден диплом за выпуск продукции отличного качества Экспертным советом Павильона лучших образцов товаров широкого потребления Всесоюзной торговой палаты.
Количество работающих Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости на 1962 г. – 85 человек, в том числе по художественной отрасли – 85.
План выпуска продукции на 1962 г. – 140 тыс. руб.,в том числе художественных изделий – 140 тыс. руб.
Информация из: Марков С.П. Справочные материалы по художественным промыслам. НИИХП, 1966 (машинопись)
Само предприятие - небольшое, объем выпускаемой продукции на 1989 г. составляет 590 тыс. руб., число работающих - 127 чел., из них 90 чел. - резчики по кости, несколько мастеров работают в Архангельске в качестве надомников. Все мастера - выпускники Ломоносовской профтехшколы, токари обучаются на фабрике в течение 3 месяцев. Среди резчиков 4 заслуженных художника РСФСР (Гурин, Буторин, Просвирин, Осипов). Директор фабрики - Г.П. Хабарова, в прошлом тоже мастер, выпускница Ломоносовской профтехшколы. Главный художник - И.И. Маклакова, проработала после окончания Ломоносовской профтехшколы 5 лет резчиком, 2 года мастером производственного обучения в той же школе, в 1989 г. закончила АХПУ.
В сущности на фабрике нет пришлых людей, все объединены единой профессией, и видимо поэтому творческие проблемы, нужды коллектива находят непосредственный отклик в дирекции.
Ассортимент изготовляемых изделий - шкатулки разных размеров, кубки, ювелирные гарнитуры, отдельные женские украшения - броши, бусы. Все изделия выполняются на высоком профессиональному уровне. Однако основной объем выпускаемой продукции составляют изделия, изготовляющиеся по образцам массовым тиражом. Это женские украшения, а также вязальные крючки, игольники, брелоки и пр., что определяется договорными отношениями с Росгалантереей. Выпуск уникальных изделий (шкатулки, кубки) составляет всего 20 тыс. руб.
Основным отделочным материалом, с которым работают мастера фабрики, является цевка, получаемая с мясокомбинатов области в неограниченном количестве уже опиленной и отваренной. Это позволяет мастерам использовать для изделий цевку хорошего качества. Однако для выполнения высокохудожественных, малосерийных и уникальных работ необходима ценная кость, что соответствует и традициям фабрики, но именно этот материал фабрика получает в очень незначительном количестве. Имеющаяся ценная кость используется лишь для декоративных вставок на шкатулках и изредка предоставляется мастерам для выполнения отдельных уникальных работ для музеев. Получение бивня мамонта хотя бы в минимально требуемом количестве 50 кг позволило бы фабрике увеличить объем экспортных поставок и участвовать фабрике в аукционах.
Высокий уровень мастерства всех резчиков позволил отказаться от организации особого творческого подразделения - экспериментальной лаборатории. На фабрике действует иная установка - развитие творчества каждого мастера. И действительно, почти каждый мастер может разработать собственную творческую вещь. В процессе создания изделия, выполнения его в материале, мастера консультируются с главным художником, старейшими опытными мастерами. свое изделие каждый мастер вправе предложить на рассмотрение Художественного совета фабрики. если изделие принято, мастер повторяет его или выполняет в малой серии. Если изделие сложное, например шкатулка, требующая много времени на изготовление, мастер-атор снимается с выполнения планового производственного задания. На это время выплата зарплаты заменяется выплатой гонорара за изготовляемое изделие, после завершения работы мастер получает остаток денег, входящих в стоимость этого изделия.
До 1988 г. выполнение творческих (уникальных) работ не планировалось. С 1988 г. изготовление изделий для пополнения музейных коллекций (Русского музея, Архангельского музея изобразительных искусств, Музея народного искусства НИИХП, Ломоносовского музея костерезного искусства и др.) стало включаться в план ( 20 тыс. руб. в год). С 1990 г. в план будет также включен выпуск малосерийных изделий (шкатулок, шахмат, высокохудожественных женских украшений) в следующем году будет организована творческая группа, куда войдут 5-6 наиболее высококвалифицированных мастеров.
Развитию творчества мастеров, пополнению ассортимента фабрики способствуют ежегодные конкурсы «на лучшее костерезное изделие, предназначенное для массового производства». Мастера, чьи изделия признаны лучшими, поощряются премиями. Обычно в конкурсе участвуют 12-15 человек.
Активизации творчества способствуют также семинары, которые проводит институт. Как правило, в результате работы семинара появляются новые творческие работы, многие из которых включаются в ассортимент выпускаемых изделий.
Основной объем работ - 570 тыс. руб. выполняется по договорам с Росгалантереей. Эти кабальные отношения будут сохраняться до 1991 года, что тормозит творчество и работу по обновлению ассортимента и увеличению выпуска малосерийных изделий для Росинвалютторга и магазина «Березка». Негативные результаты отдачи на откуп всей торговли изделиями промысла базе Росгалантереи сказывается и в том, что там, где изделия холмогорских резчиков пользуются повышенным спросом - в Архангельске, Москве, Ленинграде, их продают очень мало и в небольшом ассортименте, но зато в Вологде, Саратове и др. изделия фабрики оказываются в избытке, поскольку они почти не пользуются спросом. По мнению директора фабрики и главного художника, до 50% производимой продукции следует оставлять в распоряжении предприятия, что позволит фабрике выйти на прямые торговые связи с зарубежными странами, в частности Финляндией, ГДР, ФРГ, проявляющих повышенный интерес к костерезным изделиям и повысить число уникальных работ. Поступаю также предложения о поставке изделий фабрики на аукционы, которые проводит Фонд культуры РСФСР.
Художественный совет фабрики играет важную роль в производственной и творческой жизни предприятия. Высокий профессиональный уровень членов совета, куда входят ведущие мастера фабрики, директора фабрики, профтехшколы и Музея костерезного искусства определяют компетентность Совета и его большой авторитет в коллективе фабрики. Помимо производственных образцов, совет оценивает эскизы и новые творческие работы, оценивает результаты конкурсов и семинаров, утверждает кандидатуры для творческих командировок, присваивает звания «Мастер-художник I класса» и «Мастер-художник высшей квалификации».
Таким образом, художественно-творческая работа, направленная на активацию творчества мастеров, поддержанию высокого художественного уровня выпускаемых изделий, является делом всего коллектива фабрики.
Информация из: Подготовка и проведение комплексной научной экспедиции по изучению и развитию народных художественных промыслов Архангельской области (заключительный отчет). М., 1989 (машинопись)
Читать далее