Вернуться
Фабрика художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова
Фабрика художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова
Название
Фабрика художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова
Период существования
Страна, город, село
Архангельская область, Холмогорский район, с. Ломоносово
Историческая справка
В 1928 г. - организован Холмогорский учебный пункт художественной резьбы, в 1930 г. - преобразован в профессионально-техническую школу в селе Ломоносово, в 1930 г. (по другим данным в 1932 г.) - создана косторезная артель, преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова. Изделия холмогорских мастеров экспонировались на отечественных и международных выставках: ВХП-1923, ВСХ-1923, Юбилейная-1928, ВНТ-1937, М.-1957, ВДНХ-1959 (диплом III степени), Всероссийский смотр-выставка-1969 г. (диплом I степени), ВДНХ-1968 (диплом II степени), Манеж-1973 (Диплом Совета Министров РСФСР), ВДНХ-1977, Париж-1937 (золотая медаль), Нью-Йорк-1939, Брюссель-1958 (серебряная медаль), Монреаль-1967, Осака-1970, Спокан-1974. Коллекции изделий фабрики находятся в ГЭ, ГРМ, ГИМ, МНИ (в настоящее время коллекция хранится во ВМДПНИ). Информация из: Справочник по художественным промыслам системы Всекопромсовета, М.-Л., Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1939 В.Г. Смолицкий. Худ. промыслы РСФСР (рукопись), 1978 Ломоносовская косторезная артель в Холмогорах находится в тяжелом положении, в смысле выполнения своего производственного плана (выполнение плана 1938 г. составляет - 60%), снижения качества продукции, убыточности и потери часто своих кадров. Информация из: Отчет о работе Института художественной промышленности за 1938 г. М., 1938 (машинопись) Среднегодовая численность рабочих косторезной артели на 1959 г. – 96, в том числе по художественным промыслам – 96. Валовая продукция в оптовых ценах на 01.07.1955 – 134,8 тыс. руб., в том числе по художественным промыслам – 134,8 тыс. руб. Артели присужден диплом за выпуск продукции отличного качества Экспертным советом Павильона лучших образцов товаров широкого потребления Всесоюзной торговой палаты. Количество работающих Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости на 1962 г. – 85 человек, в том числе по художественной отрасли – 85. План выпуска продукции на 1962 г. – 140 тыс. руб.,в том числе художественных изделий – 140 тыс. руб. Информация из: Марков С.П. Справочные материалы по художественным промыслам. НИИХП, 1966 (машинопись) Само предприятие - небольшое, объем выпускаемой продукции на 1989 г. составляет 590 тыс. руб., число работающих - 127 чел., из них 90 чел. - резчики по кости, несколько мастеров работают в Архангельске в качестве надомников. Все мастера - выпускники Ломоносовской профтехшколы, токари обучаются на фабрике в течение 3 месяцев. Среди резчиков 4 заслуженных художника РСФСР (Гурин, Буторин, Просвирин, Осипов). Директор фабрики - Г.П. Хабарова, в прошлом тоже мастер, выпускница Ломоносовской профтехшколы. Главный художник - И.И. Маклакова, проработала после окончания Ломоносовской профтехшколы 5 лет резчиком, 2 года мастером производственного обучения в той же школе, в 1989 г. закончила АХПУ. В сущности на фабрике нет пришлых людей, все объединены единой профессией, и видимо поэтому творческие проблемы, нужды коллектива находят непосредственный отклик в дирекции. Ассортимент изготовляемых изделий - шкатулки разных размеров, кубки, ювелирные гарнитуры, отдельные женские украшения - броши, бусы. Все изделия выполняются на высоком профессиональному уровне. Однако основной объем выпускаемой продукции составляют изделия, изготовляющиеся по образцам массовым тиражом. Это женские украшения, а также вязальные крючки, игольники, брелоки и пр., что определяется договорными отношениями с Росгалантереей. Выпуск уникальных изделий (шкатулки, кубки) составляет всего 20 тыс. руб. Основным отделочным материалом, с которым работают мастера фабрики, является цевка, получаемая с мясокомбинатов области в неограниченном количестве уже опиленной и отваренной. Это позволяет мастерам использовать для изделий цевку хорошего качества. Однако для выполнения высокохудожественных, малосерийных и уникальных работ необходима ценная кость, что соответствует и традициям фабрики, но именно этот материал фабрика получает в очень незначительном количестве. Имеющаяся ценная кость используется лишь для декоративных вставок на шкатулках и изредка предоставляется мастерам для выполнения отдельных уникальных работ для музеев. Получение бивня мамонта хотя бы в минимально требуемом количестве 50 кг позволило бы фабрике увеличить объем экспортных поставок и участвовать фабрике в аукционах. Высокий уровень мастерства всех резчиков позволил отказаться от организации особого творческого подразделения - экспериментальной лаборатории. На фабрике действует иная установка - развитие творчества каждого мастера. И действительно, почти каждый мастер может разработать собственную творческую вещь. В процессе создания изделия, выполнения его в материале, мастера консультируются с главным художником, старейшими опытными мастерами. свое изделие каждый мастер вправе предложить на рассмотрение Художественного совета фабрики. если изделие принято, мастер повторяет его или выполняет в малой серии. Если изделие сложное, например шкатулка, требующая много времени на изготовление, мастер-атор снимается с выполнения планового производственного задания. На это время выплата зарплаты заменяется выплатой гонорара за изготовляемое изделие, после завершения работы мастер получает остаток денег, входящих в стоимость этого изделия. До 1988 г. выполнение творческих (уникальных) работ не планировалось. С 1988 г. изготовление изделий для пополнения музейных коллекций (Русского музея, Архангельского музея изобразительных искусств, Музея народного искусства НИИХП, Ломоносовского музея костерезного искусства и др.) стало включаться в план ( 20 тыс. руб. в год). С 1990 г. в план будет также включен выпуск малосерийных изделий (шкатулок, шахмат, высокохудожественных женских украшений) в следующем году будет организована творческая группа, куда войдут 5-6 наиболее высококвалифицированных мастеров. Развитию творчества мастеров, пополнению ассортимента фабрики способствуют ежегодные конкурсы «на лучшее костерезное изделие, предназначенное для массового производства». Мастера, чьи изделия признаны лучшими, поощряются премиями. Обычно в конкурсе участвуют 12-15 человек. Активизации творчества способствуют также семинары, которые проводит институт. Как правило, в результате работы семинара появляются новые творческие работы, многие из которых включаются в ассортимент выпускаемых изделий. Основной объем работ - 570 тыс. руб. выполняется по договорам с Росгалантереей. Эти кабальные отношения будут сохраняться до 1991 года, что тормозит творчество и работу по обновлению ассортимента и увеличению выпуска малосерийных изделий для Росинвалютторга и магазина «Березка». Негативные результаты отдачи на откуп всей торговли изделиями промысла базе Росгалантереи сказывается и в том, что там, где изделия холмогорских резчиков пользуются повышенным спросом - в Архангельске, Москве, Ленинграде, их продают очень мало и в небольшом ассортименте, но зато в Вологде, Саратове и др. изделия фабрики оказываются в избытке, поскольку они почти не пользуются спросом. По мнению директора фабрики и главного художника, до 50% производимой продукции следует оставлять в распоряжении предприятия, что позволит фабрике выйти на прямые торговые связи с зарубежными странами, в частности Финляндией, ГДР, ФРГ, проявляющих повышенный интерес к костерезным изделиям и повысить число уникальных работ. Поступаю также предложения о поставке изделий фабрики на аукционы, которые проводит Фонд культуры РСФСР. Художественный совет фабрики играет важную роль в производственной и творческой жизни предприятия. Высокий профессиональный уровень членов совета, куда входят ведущие мастера фабрики, директора фабрики, профтехшколы и Музея костерезного искусства определяют компетентность Совета и его большой авторитет в коллективе фабрики. Помимо производственных образцов, совет оценивает эскизы и новые творческие работы, оценивает результаты конкурсов и семинаров, утверждает кандидатуры для творческих командировок, присваивает звания «Мастер-художник I класса» и «Мастер-художник высшей квалификации». Таким образом, художественно-творческая работа, направленная на активацию творчества мастеров, поддержанию высокого художественного уровня выпускаемых изделий, является делом всего коллектива фабрики. Информация из: Подготовка и проведение комплексной научной экспедиции по изучению и развитию народных художественных промыслов Архангельской области (заключительный отчет). М., 1989 (машинопись)