Артель образована в 1936 г. Наименование «Возрождение» связано с задачами действительного возрождения старейшего финифтяного промысла.
Развитие артели и объем выпуска продукции в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, видны из следующих показателей:
Общее число членов артели - 1936 г. - 0; 1937 г. - 26; 1938 г. - 0; 1939 г. - 38; 1940 г. - 57; 1941 - 4.
Среднегодовое число работающих 1936 г. - 0; 1937 г. - 28; 1938 г. - 38; 1939 г. - 38; 1940 г. - 45; 1941 - 0.
Продукция (тыс.руб.) 1936 г. - 135,8; 1937 г. - 219,0; 1938 г. - 267,9; 1939 г. - 320,7; 1940 г. - 477,6; 1941 г. - 523,2.
В артели работали старые мастера промысла: Евдокимов Л.И., Карасев, Кулибин, Назаров, которые могли давать высокохудожественные изделия. Изделия экспонировались на Парижской выставке 1937 г.
В 1938 г. была создана специальная школа с четырехлетним курсом обучения.
Ассортимент промысла в советский период состоял из небольших финифтяных украшений.
В 1936 - 1937 гг. НИИХП снабжал артель рисунками новых образцов. В 1940 г. был проведен просмотр всей выпускаемой продукции и намечены мероприятия по улучшению работы артели, которые не реализованы в связи началом Великой Отечественной войны.
Полное восстановление артели проведено в 1946 г. На 1 января 1948 г. в артели состояло 36 членов. Артель имела общественную мастерскую. Все основные фонды артели оценивались в 11,6 тыс. руб., что говорит о недостаточной технической оснащенности артели.
Артель в 1947 г. выпустила следующий ассортимент изделий: брошей - 132, 7 тыс. шт. на 793,4 тыс.руб.; малых пудрениц - 370 шт. на 6,5 тыс. руб.; запонок комплектных - 1200 шт. на 7,7 тыс. руб.; запонок некомплектных - 700 шт. на 1,75 тыс. руб.
Объем всей продукции артели «Возрождение» в 1947 г. достиг 835,4 тыс. руб. в действующих ценах, а в неизменных - 136,9 тыс. руб. При сравнении объема продукции по неизменным ценам с 1940 годом - промысел 1947 г. не достиг довоенного уровня.
В 1948 г. мастера артели приняли участие в конкурсе по художественной обработке металла. Мастер Карасев представил на конкурс орденскую коробку, а мастер Крылов - портрет В.И. Сталина.
В артели остались молодые кадры, подготовленные за годы советской власти, и часть из них - бывшие ученики единственного оставшегося в живых из старейших мастеров - живописца промысла Назарова А.С. В артели в качестве ведущих мастеров промысла работают мастера Хлыков, Карасев, Солдатов, Крылов и другие.
Для поднятия промысла на более высокую как художественную, так и техническую ступень необходимо:
1. Обновление имеющегося оборудования артели и осуществление перехода на электромуфельные печи для обжига.
2. Расширение ассортимента финифтяных изделий.
3. Положительное решение с вопросом кооперирования артели «Возрождение» с Красносельским ювелирным кустом.
Информация из: Захаренко Н.Н. Художественные промыслы Ярославской области. Б.д. (машинопись)
В 1912 г. в Ростове была организована финифтяная учебная мастерская, из которой вышли до и после революции ряд квалифицированных мастеров - финифтяников.
После Октябрьской социалистической революции, после перерыва, в 1920 г. учебная мастерская была вновь открыта.
В 1930 г. школа-мастерская была ликвидирована и мастера - финифтяники организовали цех при артели инвалидов «Большевик». В 1935 г. из артели инвалидов выделилась группа мастеров не инвалидов, которая первоначально существовала как цех при пошивочной артели, а с 1936 г. цех выделился в самостоятельную артель «Возрождение», которая входит в состав Красносельского ювелирного металлического Союза.
На 1941 г. в артели «Возрождение» работало 43 мастера, выработка на одного члена артели составляла 523,2 тыс.руб. Производительность труда возросла за 5 лет в 1,5 раза.
Значительные трудности для артели представляет получение необходимых для производства материалов - цветного металла и эмали. Дулевский завод, откуда артель получала эмаль, прекратил ее производство и тем самым для артели создалась прямая угроза свертывания работы.
НИИХП в 1936 - 1938 гг. начинал проводить работу в артели «Возрождение» в части художественного инструктажа, снабжения новыми рисунками, формами. Институтом был организован конкурс среди мастеров артели на лучшие образцы изделий. Но благодаря нежелания артели и Красносельского Союза перестроить свою работу в соответствии с указанием Института, последний принужден был прекратить свою работу с артелью. И лишь в конце 1940 г. удалось согласовать с артелью и школой вопрос о работе Института, в целях развития финифтяного производства и улучшения художественного качества продукции.
Информация из: Халтурин Н.П. Промыслы по художественной обработке металла. М., 1942 (машинопись)
Читать далее