В 1930-е гг. в г. Семёнов, подготовленные в школе художественной обработки дерева и объединенные в 1931 г. в артель «Экспорт», молодые мастера Семёнова заявили о себе на выставке-конкурсе в Горьком в 1935 г.
Творчество семёновских мастеров регламентировалось рамками экспортных заказов, для работ характерны крайности – от смелых экспериментов к ортодоксальным изделиям псевдорусского стиля.
Артель «Экспорт» выпускала мебель» (кофейные столики, табуреты).
Ф.А. Колобянин, мастер, роспись, г. Семёнов, впервые стал использовать новые материалы – линолеум, клеенку, дерматин.
В артели «Экспорт» отсутствовало единство между старыми и молодыми мастерами. Как следствие неудача, представленных работ на Нью-Йорской выставке 1939 г.
С.И. Сафонов, мастер росписи по дереву, опасаясь стилизации, отказался от живого кистевого мазка, ввел в свои работы композиции на темы народных басен.
Е.И. Тюкалов, Я.Д. Красильников, художники, в их работах существовало противоречие – смешение разных орнаментальных систем, не давшее художественно обоснованного результата. Диалектика старого и нового в искусстве была самым тяжелым камнем преткновения для мастеров артели «Экспорт».
Во время и после Великой Отечественной войны в семёновской артели «Экспорт» снизилось количество потомственных мастеров, в производство включились женщины.
Информация из: Большова С.И. Художественные помыслы времени Великой Отечественной войны и второй половины 1940-х годов. Сборник трудов. Выпуск № 31, 1991 г.
Артель находится при станции железной дороги в 60 км от города Нижнего Новгорода, в сторону от противоположного берега р. Волги. С постройкой моста через Волгу приближение к городу будет наиболее удобное.
Район чисто кустарный с уклоном ложкарного и художественного производства, но последний промысел здесь искусственно насажден и качественно не укреплен, продукция хуже, чем в Хохломском районе. Государственной промышленности в районе нет.
При наличии существующих кадров район не обеспечивает качественного выполнения экспортной программы.
Подготовка новых кадров до последнего времени не давала работников потребной квалификации, причем кадры неустойчивы и текучи.
Потребность в сырье частично удовлетворяется из местных ресурсов, но все же работа основная - на привозном сырье. Близость железной дороги и наличие сырьевых фондов по этой же дороги обеспечивает получение средств.
Информация из: Справка экспортного сектора культпромобъединения Всекопромсовета о развитии художественного хохломского промысла в Коверинском и Семеновской районах Нижегородского края от 15 февраля 1932 г. // Народные художественные промыслы. 1917 - 1932. Москва, из-во «Искусство», 1986
В годы Великой Отечественной войны предприятие работало на нужды фронта, изготавливало лыжи, ящики для боеприпасов и ложки для солдат. Ежедневно изготавливалось более 10 тысяч ложек для фронта.
К 1950 году артель переименована в артель «Хохломской росписи».
В 1960 году артель перерождается в фабрику «Хохломская роспись».
В 1964 году на базе предприятия создается творческая лаборатория, которую возглавила художник Е. Н. Доспалова.
Многочисленные всемирные выставки в Монреале (1967г.), Осаке (1970г.), Париже, на ВДНХ приносили в копилку фабрики награды и дипломы и делали ее всемирно-известной.
В 1992 году предприятие открывает подразделение по производству матрешки, 1993 году - мастерскую миниатюрной росписи, в 2004 году – участок живописи.
В 2014 году городу Семёнов присваивается статус «Столица Золотой хохломы».
С этого же года начинается Международное фестивальное движение «Золотая хохлома».
В 2015 году запускается новое направление производства модных аксессуаров с элементами хохломской росписи.
Читать далее