Вернуться
Объединение "Беломорские узоры"
Объединение "Беломорские узоры"
Название
Объединение "Беломорские узоры"
Период существования
Страна, город, село
Архангельская область
Историческая справка
Предприятие Народных художественных промыслов «Беломорские узоры» ведет свою историю с февраля 1968 года, поставив своей задачей возрождение, сохранение и развитие традиционных художественных промыслов Севера, объединив резьбу и роспись по дереву, декоративную вышивку, ручное ткачество и вязание, каргопольскую глиняную игрушку. Все они имеют свои отличительные особенности, присущие им приемы, характерные мотивы, формы, а в целом – национальный по духу северный колорит. Предприятие имеет швейный, вышивальный, трикотажный цехи, цехи узорного ткачества, художественной обработки дерева, камнерезный цех , а также гончарный цех в г. Каргополе. Кроме того, налажен выпуск изделий из кожи, замши и меха. Швейный и вышивальный цехи изготовляют женские платья, для отделки которых мастерицы-надомницы используют бисер, ручное кружево, ручную и машинную вышивку, аппликацию и мережки. Предприятие осваивает и творчески развивает богатые традиции архангельской народной вышивки. В прошлом в вышивке Архангельской области бытовали швы: роспись, набор, строчка, цветная гладь, реже вырезы. Сюжеты узоров строились на основе мотивов растительного орнамента и геометрических фигур: розеток, восьмиконечных звезд, ромбов. В сложные композиции вводились изображения женщин, всадников, коней, птиц, барсов, заимствованные когда-то у новгородских вышивальщиц. В связи с тем, что в основе приемов архангельской вышивки лежит отсчет нитей ткани, мастерицы вынуждены укладывать стежки на ткани только по вертикали, горизонтали и диагонали, отчего все формы узора геометризуются. Ведущий цвет - красный, иногда он дополняется желтым, синим и зеленым. Декоративность, строгость и стройность композиции, тонкий колорит, разнообразие сюжетов - вот основные черты архангельской вышивки. Вышивальщицы предприятия «Беломорские узоры» пока делают первые шаги в освоении богатого наследия вышивального искусства своего края. Трикотажный цех выпускает вязаные свитеры, рукавички, тапочки, украшенные традиционным народным узором. Вязальщицы из Архангельска работают в общей мастерской, из Плесецкого и Лешуконского районов - на дому. Цех узорного ткачества организован в 1977 году. Вырабатывает узорную дорожку и сувенирно-подарочные изделия ремизного художественного ткачества – подарочные полотенца, декоративные подушки, покрывала на диван и т.п. В цехе художественной обработки дерева выполняют традиционные ковши-утушки, ларцы, солонки, кандейки, кухонные разделочные доски, украшенные мотивами народного орнамента. Из бересты изготовляют туески, бочата для хранения сыпучих и жидких продуктов, сумочки. Камнерезный цех с 1952 г. являлся самостоятельным предприятием – Архангельским предприятием художественных изделий. Выпускает художественные изделия из камня местных пород: гипсового камня, талькохлорита. Ассортимент изделий: мелкая пластика, светильники, пепельницы, коробочки. Техника изготовления – токарная обработка, резьба. Мастера используют мотивы и сюжеты, характерные для северных районов страны. Светильники декорируются архитектурными мотивами. Гончарный цех выпускает каргопольскую игрушку: глиняные расписные свистульки, фигурки людей, животных и птиц, многофигурные несложные композиции («Поездки», «Посиделки», «Дровосеки» и др.). Цех возник на основе домашнего крестьянского промысла игрушки, существовавшего уже в XIX в. в дер. Гринево, расположенный в 18 км. от Каргополя. Крестьяне этой деревни снабжали жителей города и его окрестностей глиняной посудой, а несколько мастеров лепили еще дешевые игрушки, которые продавали на базарах и ярмарках Каргополя. Письменные источники нач. XX в. свидетельствуют о процветании этого промысла. В 30-х годах производство глиняных игрушек практически прекратилось. Продолжала лепить игрушки для продажи У.И. Бабкина, талантливая мастерица. Ее изделиям свойственны лучшие черты старой каргопольской игрушки. Именно благодаря ей, последней хранительнице традиционного искусства, на каргопольскую игрушку обратил внимание Союз художников РСФСР и был поставлен вопрос о возрождении промысла. Сначала для музеев и коллекционеров сделали партию игрушек У.И. Бабкина и С.Е. Дружинин. Затем, в I965 г., чтобы выявить оставшихся мастеров, была устроена выставка игрушки в Каргополе. В I966 г. при Архангельском промкомбинате был организован гончарный цех, переданный потом "Беломорским узорам". В настоящее время здесь трудятся потомственный гончар А.П. Шевелев, А.Ф. Шевелева, С.М. Кононова, С.Н. Яковлева и др. Техника исполнения очень архаична. Из заранее приготовленной глины лепят фигурки, потом день-два игрушки сохнут в помещении, а затем в течение 6-8 ч. обжигаются в русской печи. Расписывают их темперными красками без предварительной побелки (раньше расписывали органическими). В прошлом каргопольские игрушки отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в два-три цвета. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразны. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала игрушкам красивый внешний вид, но при этом наивность крестьянского примитива, составлявшая прелесть старой игрушки, утратилась. Коллекции архангельских изделий имеются в МНИ, ГРМ, Архангельском обл. краевед. музее. Изделия предприятия экспонировались на ВДНХ – 1972, в Манеже – 1973, на ВДНХ – 1977 г. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за 1970 г. - 324 человека, в том числе изготовлением художественных изделий занято 200 человек. Выпуск валовой продукции за 1970 г. составил 956.0 тыс. руб., в том числе художественных изделий -- 688,2 тыс. руб. Из отчета экспедиции в Архангельскую обл. в 1989 г.: Многопрофильное производство включает следующие виды: Строчевышитые изделия - 1430 тыс. руб. Изделия из дерева с резьбой и росписью – 830 тыс. руб. Ручное и машинное вязание – 870 тыс. руб. Текстильная галантерея – 150 тыс. руб. Изделия из меха и замши – 150 тыс. руб. Керамика – 126 тыс. руб. Ручное ткачество – 47 тыс. руб. Изделия из камня – 12 тыс. руб. Общий объем производства (в розничных ценах) – 3613 тыс. руб. Общая численность работающих на предприятиях – 715 чел. Количество мастеров-исполнителей – 600 чел. Количество надомных мастеров – 204 чел. Наиболее активно развивались два ведущих направления – строчевышивка и художественная обработка дерева. В швейных изделиях используется шерсть, шелк, лен, хлопок. В ассортименте – женское платье, юбки, блузки, фартуки. В отделке, кроме вышивки, используется мерное кружево, получаемое из Вологды. Ассортимент ежегодно заменяется почти полностью, из года в год переходят лишь 10 моделей устойчивого спроса. Примерно так же развиваются изделия машинного вязания с ручной отделкой. Изделия пользуются спросом, поскольку в моделях используются современные приемы вязания и модные конструкции. Применяется также ручная отделка в виде вышивки и ручного вязания. В ассортименте – жакеты, джемпера, костюмы, платья, гольфы. Ассортимент ежегодно обновляется (15-20 изделий). Изделие снимается с производства, как только на него падает спрос. Ручное вязание развивается на основе надомного труда. Ручное вязание составляет 40% от общего объема производства вязаных изделий. Крупное направление на предприятии составляет текстильная галантерея, в ассортименте которой столовое белье и мелочи-рукавички, грелки, воротнички. Производство тканых изделий на предприятии все еще находится в стадии становлении. Производство изделий из меха и замши носит открыто сувенирный характер. Оно работает на основе надомного труда. В стилистике изделий полностью отсутствуют какие-либо художественные традиции. Ассортимент изделий из меха и замши насчитывает 25 наименований, в том числе кошельки, карманы для прихожей, коврик, футляр для очков, различные сумки, куклы, панно. Художественная обработка дерева – второй крупнейший участок производства ЭПНХП «Беломорские узоры». Среди 150 наименований ассортимента выделяются группы изделий, развивающие те или иные направления в традиционном искусстве обработки дерева в Архангельской области, в частности искусство резьбы, росписи по дереву, а также искусство изготовления щепных птиц. Ежегодно разрабатывается до 40 новых видов изделий. К новым видам производства относится ковка, работа ведется с 1986 года. Выполняются подсвечники, лотки, изделия в сочетании с камнем. Существенные трудности предприятие испытывало с камнерезным производством. Из ассортимента в последние годы выпускались только светильники (до 20 наименований). В создании образцов мастера использовали мотивы животного и растительного мира, а также разного рода избушки. Для ПНХП «Беломорские узоры» кадры мастеров готовит ГПТУ №35 г. Архангельска (художественная резьба и роспись по дереву) и подшефная средняя школа №3 (резьба, роспись, вышивка). Предприятие использует и старые методы – наставничество – обучение молодежи опытными мастерами. Золотыми руками мастеров и творческой группой художников выпускается более 300 наименований изделий. Ряд изделий защищены патентами. Большинство изделий Художественным советом Министерства промышленности и торговли РФ отнесены к изделиям признанного художественного достоинства. Информация из: Художественные промыслы РСФСР: Справочник / сост. В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. - М.: Легкая индустрия, 1973 г. Смолицкий. Худ. промыслы РСФСР (рукопись), 1978 г. Рукопись. Подготовка и проведение комплексной научной экспедиции по изучению и развитию народных художественных промыслов Архангельской обл. «Беломорские узоры», положительный опыт возрождения НХП. Сборник трудов. Выпуск №9, 1979 г.