Красный ткач – предприятие народного художественного промысла – ручного узорного ткачества. Фабрика является одним из старейших предприятий. Все изделия производятся традиционным для народного художественного промысла ручным способом, с соблюдением технологий основных традиционных приемов старинных мастеров. Продукция фабрики имеет официально подтвержденный статус изделий «народного художественного промысла признанного художественного достоинства». Основой производства является сложная многоремизная и браная техники, наиболее точно следующие традициям старинного вологодского ткачества. В качестве сырья мы используем пряжу только из натуральных волокон: хлопок и лен. Ассортимент составляют изделия, предназначенные для жилого интерьера: скатерти и салфетки, покрывала и накидки, портьерные ткани, коврики и дорожки. Отдельное направление – ткани и отделка для традиционного русского народного костюма. Группа сувенирных изделий – традиционные рушники и подарочные изделия по индивидуальным разработкам.
Фабрика образована в 1960 г. в г. Череповец на базе артели «Красный ткач», созданной в 1939 г. Членов артели 275 человек, в т.ч. по художественному ткачеству 216 человек. Выпуск продукции – 4332,0 тыс. руб., в т.ч. по художественному ткачеству – 3835,9 тыс. руб. Артель «Красный ткач» выпускает изделия с росписью ткани.
Среднегодовая численность рабочих на 1959 г. – 254, в том числе по художественным промыслам – 199. Валовая продукция в оптовых ценах на 01.07.1955 г. – 506,4, в том числе по художественным промыслам – 387,5. Количество работающих Череповецкой фабрики «Красный ткач» на 1962 г. – 288 человек, в том числе по художественной отрасли – 282. План выпуска продукции на 1962 г. – 630 тыс. руб.,в том числе художественных изделий – 505 тыс. руб.
25 октября 1977 г. фабрика награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Изделия экспонировались на всесоюзных и международных выставках: Всероссийский смотр-выставка-1960 (диплом I степени), ВДНХ-1968 (диплом I степени), ВДНХ-1972, Манеж-1973 (диплом Совета Министров РСФСР), ВДНХ-1974, ВДНХ-1977. Коллекция изделий фабрики имеются в МНИ (в настоящее время хранятся во ВМДПНИ), Череповецком краеведческом музее.
Информация из: Художественные промыслы РСФСР: Справочник / под общ. ред. А.П. Кораблева; сост. З.И. Тангибердиева, В.М. Варваров. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959, с. 65
В.Г. Смолицкий. Худ. промыслы РСФСР (рукопись), 1978; Марков С.П. Справочные материалы по художественным промыслам. НИИХП, 1966 (машинопись)
Важным этапом, определившим новое направление в работе всего коллектива было выполнение в 1965-66 гг. большого заказа на создание разнообразных тканных изделий для оформления гостиницы «Россия» в Москве. Впервые череповецким ткачам, совместно с художниками НИИХП пришлось оформлять своими изделиями интерьер большой современной гостиницы. Работа над оформлением гостиничных интерьеров подсказала череповецким мастерам и художникам пути дальнейшего развития их искусства. Именно на оформлении полушерстяных занавесей средствами узорного ткачества и было сосредоточено все их внимание вплоть до начала 70-х гг. Полушерстяные занавеси облегченного типа в настоящее время составляют основную продукцию фабрики. Одновременно с занавесями творческий коллектив работает и над другими интерьерными вещами: покрывалами на кровать, ковриками на кресла, декоративными салфетками и полотенцами.
Заслуживают внимания два подарочных полотенца: художника З. Даниловой, выполненных к юбилею г. Череповец; свадебное полотенце «Совет да любовь», разработанное художником Н. Васильковой.
Если в 60-х гг. определяющим в исксстве узорного ткачества череповецких мастеров был цвет, то в 70-е гг. основное внимание мастеров обращено на узор.
Творческая группа «Красный ткач» состоит из опытных ткачей. Среди них мастера старшего поколения - З. Лазуткина, А. Беляева, П. Сорокина; среднего поколения - С. Машерова, Ф. Балдычева, Л. Краева, В. Носова и молодые мастера - Л. Яковлева, Т. Великанова, Н. Голубева.
Информация из: Яковлева Е.Г. Коллективные основы искусства современного художественного ткачества. Б.д. (машинопись)
В 1970-е гг - успешная работа творческого коллектива череповецкой фабрики «Красный ткач». Под руководством художников З. Даниловой и Н. Васильковой сложилась инициативная творческая группа мастеров-исполнителей, работа по возрождению браного и ажурного ткачества, созданию на основе этих техник подарочных скатертей, полотенец, салфеток, столешников.
Школы художественного мастерства функционируют на Шахуной художественной фабрике, череповецкой фабрике «Красный ткач», Ивановской фабрике текстильно-художественных изделий.
Обеспечение предприятий художниками-специалистами ведется за счет выпускников МХПУ им. М.И. Калинина, Московского текстильного института им. Н.А. Косыгина, Московского технологического института, Художественно-промышленного училища (бывшее Строгоноское).
Информация из: Калинина С.В., Яковлева Е.Г. Особенности современного производства ручного художественного ткачества. Сборник трудов. Выпуск № 22, 1986
Фабрика «Красный ткач» - использован метод браного ткачества с использованием зева от ремизных заправок в 1981-1983 гг.
Информация из: Кожевникова Л.А. Из опыта использования традиций русского народного ткачества в современной творческой практике. Сборник трудов. Выпуск № 22, 1986
НИИХП – лаборатория моделирования совместно с лабораторией художественного ткачества и росписи тканей разработали для направляющей коллекции модели одежды: (ансамбль из платья, пояса и сумки - автор модели Р.А. Кашпар, автор ткани Л.А. Кожевникова, выполнено на фабрике «Красный ткач»).
Информация из: Агапова Л.К., Назаренко В.П. Ручное художественное ткачество и современная одежда. Сборник трудов. Выпуск № 22, 1986
Читать далее