1925 - 1960 - Михайловская артель «Труженица»
1960 - 1977 - фабрика «Труженица»
1977 - 1993 - производственное объединение «Труженица»
1993 - 1998 - товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) «Труженица»
1998 - н/вр. - закрытое акционерное общество (ЗАО) «Труженица»
Артель «Труженица» основана в 1925 г. в г. Михайлов (Октябрьская пл., 12) Рязанской области. Членов артели – 895 человек, в т.ч. по строчевышивальному производству 329 человек, по изготовлению кружев – 365 человек. Выпуск продукции – 7017,9 тыс. руб., в том числе по строчевышивальному производству – 4335,7 тыс. руб., по изготовлению кружев – 1177,4 тыс. руб.
Информация из: Художественные промыслы РСФСР: Справочник / под общ. ред. А.П. Кораблева; сост. З.И. Тангибердиева, В.М. Варваров. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959
Накануне Великой отечественной войны артель насчитывала 2382 членов с 2 общими мастерскими, в которых было занято 46 человек, на дому работало 2190 мастериц. Артель выпускала кружев в год на 2296,3 руб. В период Великой Отечественной войны деятельность артели в значительной мере свернута. Восстановление кружевного промысла начато в 1945 г. Кружевные и строчевышивальные артели объединяются специализированным строчевышивально-кружевным союзом, входящим в систему Главного Управления Художественной Промышленности и УПК при Совете Министров РСФСР. К 1948 г. в артели «Труженица» занято 532 человека с объемом производства - 2582,7 тыс. руб.
Информация из: Захаренко Н.Н. Художественные промыслы Рязанской области. М., б/г. (машинопись)
Среднегодовая численность рабочих артели на 1959 г. – 722, в том числе по художественным промыслам – 712. Валовая продукция в оптовых ценах на 01.07.1955 – 933,3, в том числе по художественным промыслам – 879,8.
Информация из: Марков С.П. Справочные материалы по художественным промыслам. НИИХП, 1966 (машинопись)
Михайловская фабрика «Труженица» (г. Михайлов) основана на базе одноименной артели. Выпускает платья, блузки, передники, ассортимент детских изделий, отделанных кружевом ручного плетения, а также ручной и машинной вышивкой. В небольшом количестве фабрика изготовляет полотенца, салфетки и скатерти с кружевом.
С начала 60-х годов кружева на фабрике «Труженица» стали применяться преимущественно для украшения одежды. Большинство моделей для фабрики разрабатываются группой художников и модельеров НИИХП.
Над возрождением лучших традиций михайловского кружевоплетения много работали художник НИИХП М. А. Гусева и начальник отдела легкой промышленности Управления местной промышленности Рязанского облисполкома Д.А. Смирнова - талантливая художница, которая при создании изделий большого масштаба (скатерти, занавеси) использует традиционные народные кружевные узоры, смело перерабатывая и укрупняя их, сохраняя при этом все их самобытные особенности. Много лет над созданием новых образцов работала мастерица фабрики М. И. Игнатова.
Рязанские кружева экспонировались на выставках: в М.- 1882, Нижний Новгород - 1896, Спб.- 1902, Турин - 1911. После Октябрьской революции Рязанская артель, а затем и фабрика участвовали на отечественных и зарубежных выставках, в том числе: ВХП - 1923, 40-летие Октября - 1957, ВДНХ - 1959, Всероссийский смотр-выставка - 1960 (Диплом II степени), ВДНХ- 1968, Россия-4, Париж - 1937 (Почетный диплом), Нью-Иорк - 1939, Брюссель - 1958, Монреаль - 1967, Осака - 1970.
Коллекции изделий фабрики находятся в МНИ (в настоящее время во ВМДПНИ), ГМЭ, ЗГИХМЗ, РИАМЗ.
Количество работающих Михайловской фабрики «Труженица» на 1962 г. – 825 человек, в том числе по художественной отрасли – 775.
План выпуска продукции на 1962 г. – 685 тыс. руб.,в том числе художественных изделий – 633 тыс. руб.
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за 1970 г. - 1300 человек, в том числе изготовлением художественных изделий занято 1154 человека.
Выпуск валовой продукции за 1970 г. составил 6670,0 тыс. руб., в том числе художественных изделий - 6174,0 тыс. руб.
Информации из: Художественные промыслы РСФСР: Справочник / сост. В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. - М.: Легкая индустрия, 1973 г.; Марков С.П. Справочные материалы по художественным промыслам. НИИХП, 1966 (машинопись)
Среди кружевных промыслов РСФСР Михайловское объединение является единственным центром, где выплетается коклюшное многоцветное кружево. Промысел развивался в XIX в., а к концу, вместе с исчезновением старинной одежды, угасает и производство цветного кружева. Более чем полвека самобытное михайловское кружево оставалось лишь историей. И только благодаря усилиям выпускницы училища им. М. Калинина Д.А. Смирновой и ее сподвижников цветное кружево узнало второе рождение. В 1953 г. михайловская артель «Труженица» приступила к ее выпуску. Еще будучи студенткой, во время учебных практик, путешествуя по селам и деревням Михайловского района Диана Алексеевна столкнулась с тем, что в каждой местности цветные кружева с особыми узорами и различной ширины. Живописная экспресия, изящество узоров поразили художницу, и она попросила кружевницу Полякову Клавдию Васильевну (1909 г.р.) из с. Новопанское сделать образец кружева. Большую лепту в восстановлении цветного кружева внесли мастерицы: Краюхина Клавдия Павловна, Полякова Клавдия Акимовна, Малина Любовь Васильевна, Игнатьева Матрена Ивановна. Именно Матрена Ивановна стала ближайшей помощницей Д.А. Смирновой. По ее просьбе М.И. Игнатова плела образцы кружев, пытаясь приблизить их к старинному узорочью. Д.А. Смирнова пробует свои силы в создании новых узоров, в применении более смелого сочетания цветных нитей, не встречающегося ранее в михайловском кружеве.
М.И. Голованова возглавляла артель кружевниц Михайлова, где использовали образцы, возрожденные Д.А. Смирновой. Созданные Д.А. Смирновой совместно со старейшими кружевницами кружевные изделия побывали на многих отечественных и зарубежных выставках и составили славу промыслу.
Информация из: Большова С.И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производственном объединении «Труженица». Сборник трудов. Выпуск № 30, 1990 г.
Читать далее