В 1920-е гг. – создано Альгешевское промыслово-кооперативное товарищество «Кустарь-художник», которое в 1923 г. представляет изделия с чувашской вышивкой на экспорт. В 1927 г. началась специализация артелей, а в 1928 г. художественные промыслы выделились в самостоятельные производства. Создались специализированные артели.
Одна из них - Альгешевская артель Чебоксарского района, принявшая в 1929 г. название «Паха-Тере» - основной центр искусства чувашской вышивки.
В альгешевской артели организовывались двухмесячные курсы по подготовке кустарок-экспортниц. В начале 1932 г. их закончили 50 вышивальщиц. Всего в артели 150 мастериц (из 200 членов артели) были заняты изготовлением экспортных изделий.
В 1933 г. в Чебоксарах создан центр по руководству развитием искусства вышивки – экспортная база «Чувашская вышивка».
К 1939 г. альгешевская артель «Паха-Тере» имела 5 общих мастерских. Вместе с условиями совместной работы в общей мастерской вышивальщицы получали и некоторые технические новшества, пришедшие с промысловой формой, - например, деревянные пяльцы. Производство экспортных изделий составляло особую, отдельную статью деятельности.
Культмассовый фонд Альгешевской артели «Паха-Тере» на 01.07.1939 г. составлял 5,3 тыс. руб. Хоровых кружков - 1, число участников - 15; драматических кружков - 1, число участников - 10; оборонных и спортивных кружков - 2, количество участников - 50; стахановцев нет, количество ударников - 7.
Среднегодовая численность рабочих на 1959 г. – 156, в том числе по художественным промыслам – 75. Валовая продукция в оптовых ценах на 01.07.1955 – 389,1 тыс. руб., в том числе по художественным промыслам – 86,3 тыс. руб.
В к. 1950 – н. 1960-х гг. в Альгешевской артели «Паха-Тере» наблюдается отказ от крупномасштабных изделий. Основная масса вышитых изделий этого периода предназначались для использование в современном быту. Изделия артели побывали в 30 странах мира, где получили самую высокую оценку. Особенно интересные из них были показаны на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.). Параллельно с ручной появилась машинная вышивка. Руководство творческой работой долгие годы осуществляла Т.И. Петрова. Очень творчески проявила себя художник-модельер Н.Ф. Ильина, ставшая главным художником ЧПОХП. Одна из активно работающих мастериц -М.В. Симакова.
В 1962 г. в связи с ликвидацией Промкооперации Альгешевская артель реорганизована в фабрику «Паха Тере».
С 1982 г. - Чувашское производственное объединение художественных промыслов «Паха - Тере».
Судьба Альгешевской артели «Паха-Тере» неотделима от творческой деятельности Е.И. Ефремовой. Пришла в артель в 1936 г. после окончания МХПУ им. Калинина и проработала в этом промысле более 50 лет.
Информация из: Королева Н.С. Традиционная чувашская вышивка. Сборник трудов. Выпуск № 34, 1992 г.; Разина Т.М. Художественные промыслы России в первое десятилетие Советской власти. Сборник трудов. Выпуск № 31, 1991 г.; Введенский Д. Художественные промыслы Чувашской АССР. М., 1940 (машинопись); Марков С.П. Справочные материалы по художественным промыслам. НИИХП, 1966 (машинопись); В.Г. Смолицкий. Худ. промыслы РСФСР (рукопись), 1978
Читать далее