Вернуться
Вологодская кружевная фирма «Снежинка»
Вологодская кружевная фирма «Снежинка»
Название
Вологодская кружевная фирма «Снежинка»
Период существования
Страна, город, село
Вологодская область, г. Вологда
Историческая справка
В Вологодской области производство кружев ручного плетения известно, судя по сохранившимся образцам, с конца XVIII – начала XIX в. Уже в первой половине прошлого столетия кружева стали плести на продажу. Особое развитие промысел получает в конце XIX в. В это время вологодские кружева становятся всемирно известными. Орнамент вологодского кружева, как парного, так и сцепного, прочно связан с местными народными традициями. В парном кружеве до сих пор сохраняются мотивы старинных геометрических узоров. По характеру орнаментальных узоров вологодское парное кружево близко русскому золотому кружеву XVII в. Вологодские мерные кружева парного плетения известны с конца XVIII в. В начале нынешнего столетия окончательно складывается характер их узоров и остается без изменения до сих пор. Узоры кружев состоят из прозрачных ромбов, квадратов, вееров или овалов, которые объединены вместе красивыми легкими розетками и плотными насновками. С начала 1960-х годов вологодские мастерицы ведут поиски новых видов мерных кружев парного плетения, отвечающих запросам современной моды, более плотных, с введением цветных ниток. Традиции сцепного вологодского кружева сложились в первой половине XIX в. Толчком к рождению новых технических приемов явились ручные кружева, выполненные из фабричной узкой тесьмы, которая выкладывалась по рисунку и объединялась игольными розетками. Вологодские мастерицы воспроизвели подобные кружева на коклюшках. Обогатив их новыми орнаментальными мотивами и решетками, кружевницы получили узор в виде гипюров, который стал называться «вологодским манером». Наиболее типичный для вологодского сцепного кружева орнамент состоит из цветов, листьев, розеток, нередко заключенных в цветы или овалы, а также мотивов, похожих на веера, подковы, гребешки. Основные формы узора выплетаются плотной, везде ровной по ширине тесьмой-полотнянкой, непрерывно изгибающейся на фоне прозрачных решеток, оживленных белыми звездочками. Лучшие традиции сцепного вологодского кружева, частично утерянные к началу ХХ в., были возрождены лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Первые объединения кружевниц начинают возникать в 1918 г. В 1920 г. в Вологде была организована Кустарно-промысловая секция Северосоюза, в 1928 г. открыта кружевная школа, в 1930 г. создан специализированный Вологодский кружевной союз, преобразованный в 1964 г. в Вологодское кружевное объединение «Снежинка», имеющее четыре отделения (Усть-Кубинское, Сокольское, Кубено-Озерское и Грязовецкое) и занимающее первое место в РСФСР по выпуску кружев. «Снежинка» выпускает мерные кружева и штучные кружевные изделия: воротнички, вставки, рукава и другую отделку к платьям, кофточки, галстуки, пояса, перчатки, косынки, шарфы, дорожки, салфетки, сухарницы, кружевные сувениры. Для выставок и по специальным заказам выплетаются уникальные скатерти, панно, занавеси, являющиеся выдающимися произведениями советского декоративно-прикладного искусства, а также кружевные женские платья, которые неоднократно демонстрировались на международных конкурсах и конгрессах мод. Кружева плетут из хлопчатобумажных ниток, льняной, шелковой и синтетической пряжи. С конца 60-х годов в объединении «Снежинка» для производства мерных кружев, близких по характеру узоров к вологодским кружевам ручного плетения, используются плетельные машины «Райзинг». В объединении работает много талантливых художниц-кружевниц. В. Д. Веселова - автор значительных произведений – умело использует в своем творчестве традиционный орнамент, непрерывно обогащая его новыми мотивами. Рисунки В. Н. Ельфиной с крупными, очень характерными для Вологды декоративными мотивами отличаются большой выразительностью. В. В. Сибирцева основное внимание уделяет созданию новых рисунков мерных кружев. Э. Я. Хумала особое предпочтение отдает выполнению кружев для костюма, всегда чутко воспринимает веяния моды. Работы К. В. Исаковой (директора кружевной школы с 1931 по 1954 г.), воспитавшей несколько поколений кружевниц, полны лиризма и любви к природе русского Севера. Все эти художники в 1968 г. награждены Государственной премией имени Репина. В «Снежинке» выполняются также кружевные изделия по рисункам заслуженного художника РСФСР А. А. Кораблевой - крупнейшего художника в области современного русского кружевоплетения (НИИХП). Она постоянно обращается к богатому орнаментальному наследию старинных вологодских кружев и вдохновляется то народной игрушкой, то мотивами живой природы, отражая в своих произведениях знаменательные события в жизни советского народа (например, панно «Спутник»). За занавес «Русские мотивы» А. А. Кораблева получила на выставке 1958 г. в Брюсселе высшую награду «Гран-при». Вологодские кружевницы успешно участвовали во многих выставках, в том числе: Спб.-1870, М.-1882, Спб.-1888. Нижний Новгород-1896, Спб.-1902, Спб.-1913, Филадельфия-1876, Чикаго - 1893. После Великой Октябрьской социалистической революции артели, а затем Объединение экспонировали свои изделия на выставках: ВХП - 1923, ВСХ- 1923, Юбилейная - 1928, 40-летие Октября - 1957, ВДНХ - 1959 (Диплом I степени), Всероссийский смотр-выставка - 1960 (Диплом I степени), ВДНХ - 1968 (Диплом I степени), Россия-4, Париж - 1925 (золотая медаль), Париж - 1937 («Гран-при»), Нью-Йорк - 1939, Брюссель - 1958 (золотая медаль), Монреаль - 1967, Осака – 1970 и др. Отдельные мастерицы неоднократно получали на выставках высшие призы и награды. Изделия «Снежинки» имеются в МНИ, ГРМ, ГМЭ, ЗГИХМЗ, Вологодском краевед. музее. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за 1970 г.- 2348 человек, в том числе изготовлением художественных изделий занято 2270 человек. Выпуск валовой продукции за 1970 г. составил 3005,0 тыс. руб., в том числе художественных изделий - 3005,0 тыс. руб. Информация из: Художественные промыслы РСФСР: Справочник / сост. В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. - М.: Легкая индустрия, 1973 г.