Вернуться
31 из 136
Просмотрено 31 из 136
Артель «Труд»
Артель «Труд»
Название
Артель «Труд»
Период существования
1941 - 1960-е гг.
Страна, город, село
Татарская АССР
Другие названия
Историческая справка
Организована в д. Клачи Арского района, Татарская АССР План на 1958 г. – 2049 тыс. пар обуви. В артели несколько цехов, есть надомницы. Информация из: Краткий отчет по теме 11-б «Экспедиция в Татарскую АССР» [Рукопись] / О.С. Попова. – М., 1958 В начале 1941 года в газете «Татарстан» появляется статья о разделении артелей. Работники артели «Труд», которые ходили на работу из деревни Клачи обращаются в Татпромсовет с просьбой открыть артель в своей деревне. Просьба была удовлетворена. 10 марта 1941 года, отделившись от Тукаевской артели, в д. Клачи образовывается самостоятельная артель «Труд». Первым директором артели «Труд», назначается Баки Галлямов. В 1941-1945 годы оставшиеся в тылу женщины, подростки и вернувшиеся с фронта по ранению солдаты изготавливали для госпиталей простые тапочки, подшивали солдатские валенки, шили обувь для фронта и госпиталей, изготовляли конные упряжки. В тяжелое послевоенное время, когда не было сырья для производства ичигов, занимались производством башмаков с вышивкой из материи. Когда наладили производство хрома, вернулись к производству ичигов. 1945 году артель начинает изготовление азиатской обуви, в артель приходят молодежь, параллельно ведется обучение молодых ремеслу. Организуются молодежные бригады. Между цехами и бригадами организуются социалистические соревнования на договорной основе. За хорошую работу в 1946 году артели «Труд» вручается переходное Красное Знамя совета министров ТАССР и областного комитета ВКП (б). В 1951 году в производство вводится легкая брезентовая и фетровая обувь. Руководителем артели с 1952 по 1060 г. была Гатаулла Хабибуллин. За плодотворную работу была награждена орденом «Почетного знака». В течение первых пяти послевоенных лет не могло быть и речи о производстве кожаных сапожок, туфель – дефицитным сырьем была в те годы кожа. Но находчивыми, изобретательными оказались мастера – пошли в ход солдатские пилотки. Их распарывали, перекрашивали, кроили заготовки для легких женских туфель. Только с 1950 года по-настоящему появилась на промысле кожа, а с нею и первые небольшие заказы на мозаичную обувь. В 1958 году расширяется производство: цеха кройки, вышивания, изготовления башмаков успешно работают в соседних деревнях, артель выпускает новую обувь и открывается две точки ремонта обуви. Ассортимент новой продукции: мужские яловые сапоги, хромовые сапоги и ботинки, женские чувяки и сапоги, спортивная обувь и национальная обувь мужская, женская, школьная и детская. Продукцию артели отправляли в другие регионы страны, лишь 25-30 % реализовывалось в торговых сетях района. В артели велась общественная и спортивная работа. Организованы оборонительно-спортивная организация «Спартак» и свое подсобное хозяйство. В 1960 году артель получила статус фабрики. В 1961 году к ней присоединилась Мульминская, в1962 году – Дубъязская фабрики. Расширился ассортимент. В 1972 году фабрика переехала в двухэтажное здание в Арске. Фабрика получила статус Арского производственного объединения национальной обуви. В конце 70-х на фабрике работали 1200 человек вместе с филиалами. За сутки выпускали 550-570 пар обуви разной модификации. В 1980 году на Лейпцигской ярмарке продукции объединения присудили золотую медаль. В 2006 году ОАО «Национальная обувь» (было преобразовано в 1993 году) прекратило свою деятельность.
Нет изображения
Артель «Паха Тере»
Нет изображения
Артель «Художпром»