1) Разина Т.М. Художественные промыслы в экономической и культурной жизни России конца XIX – начала XX в.
О положении кустарной промышленности в к. XIX-нач. ХХ века, о ее значении в экономике страны.
Приводится историография изученности темы. Рассказывается о развитии художественных промыслов в России и проблемах, стоящих перед ними. Рассматриваются художественно-промышленные выставки.
О деятельности Кустарного музея по развитию кустарного дела.
2) Разина Т.М. Художественные промыслы России в первое десятилетие Советской власти.
В статье рассказывается о развитии художественных промыслов России в послереволюционные годы, проблемах и трудностях, стоящих перед ними; об открытии и распространении артелей, товариществ и других организаций. Рассматривается искусство хохломы, ковроделие, финифть, лаковая миниатюра. Рассказывается о Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве 1923 года; об оказании поддержки Кустарного музея художественным промыслам. Поднимается проблема сохранения творческого ручного труда мастеров в процессе развития производства. Об экспорте изделий кустарной промышленности; о возрождении некоторых промыслов и обучении мастеров. Приводится обзор исследований, посвященных народному искусству и художественным промыслам.
3) Мамонтова Н.Н. Художественные промыслы 1930-х годов.
В статье рассказывается о художественных промыслах 1930-х годов: об артелях и предприятиях; о значении искусства художественных промыслов для эстетического преобразования предметно-пространственной среды; об утверждении их общественной значимости; об индивидуальном начале в творческой деятельности мастеров; о влиянии политической идеологии на искусство НХП.
Рассматривается развитие и положение некоторых промыслов в этот период: лаковой живописи (Палех, Федоскино, Мстера, Холуй, Жостово), хохломской, городецкой росписи, черневого серебра, холмогорской и тобольской резьбы по кости, керамических (Скопино, Дымково, Гжель), камнерезных, деревообрабатывающих (капо-корешковые изделия, шемогодская береста, богородская, абрамцево-кудринская резьба), ювелирного (красносельский промысел, ростовская финифть), текстильного, пуховязального, кружевного, коврового, косторезного промыслов, художественной обработки металла (Кубачи).
Рассказывается о выставках народных промыслов; об экспорте изделий; о работе ИХКП (НИИХП) по развитию промыслового производства; о проблемах, стоящих перед промыслами в 30-е годы; о профессиональных школах художественных промыслов.
4) Большова С.И. Художественные помыслы времени Великой Отечественной войны и второй половины 1940-х годов.
Статья рассказывает о состоянии и развитии художественных промыслов в 40-х гг. XX в.: о ликвидации многочисленных артелей в годы войны и последующем их возрождении, о работе НИИХП в годы войны; о восстановлении промыслов. Затрагиваются проблемы, стоящие перед промыслами. Рассказывается о поднятии вопроса путей развития и направленности художественных промыслов.
5) Попова Л.М., Разина Т.М. Художественные промыслы 1950-х годов.
В статье рассказывается об истории развития художественных промыслов в 50-е годы - о необходимости поисков новых путей развития промыслов, о появлении новых и восстановлении некоторых старых промыслов, о процессе сопряжения традиций художественных промыслов с современностью. Поднимаются проблемы, стоящие перед промыслами. О работе НИИХП с мастерами и художниками. Рассказывается о выставочной деятельности в 50-е годы. Приводится обзор исследований и изданий, выпущенных в 50-е годы.
6) Разина Т.М. Переломные этапы в развитии художественных промыслов 1960 – 1980 годов.
Статья рассказывает об истории развития художественных промыслов в 60-80-е годы – о стилеобразовании прикладного искусства, о Всероссийской выставке 1960 г., о работе сотрудников НИИХП, об открытии новых предприятий и фабрик, о расширении производства художественных изделий. Поднимаются проблемы экономики и структуры промышленного производства, уровня ручного труда и качества создаваемых изделий.
Рассматривается сочетание ручного и машинного труда. Рассказывается об изменении формообразования и содержания произведений декоративного искусства.
Читать далее