1) Мамонтова Н.Н. Закономерности развития народных ремесел и промыслов в России XVIII – начала XX века.
В статье анализируются различные формы развития народных художественных ремесел и промыслов. Основным объектом исследования являются сельские и городские ремесла и промыслы. Автор раскрывает понятие «промысел».
Рассказывается о возникновении некоторых русских художественных промыслов (черневое серебро, холмогорская резьба, деревообрабатывающие ремесла, ковроделие, кружево, гжель, хохлома, токарно-посудный промысел, промысел Полхов-Майдана, гончарные промыслы, ювелирный промысел, плетение, игрушечный промысел и др.); о появлении скупщичества в сельских ремеслах, о взаимоотношении городского и сельского ремесла; о мануфактурном типе организации производства; о развитии ученичества.
Рассматривается исследование И. Георги «О побочных крестьянских работах».
2) Бадяева Т.А. Искусство и ремесло.
В статье рассказывается о народных художественных промыслах, их культурно-историческом значении; о взаимосвязи народного искусства и ремесла: рассматривается процесс развития ремесла и возникновение промысловых центров; об изменениях, произошедших в ХХ веке в сфере художественных промыслов - о творчестве и производстве в промыслах.
3) Разина Т.М. О некоторых закономерностях развития современного народного искусства и художественных промыслов.
В статье исследуется народное искусство, закономерности его развития; происходящие процессы в сфере народного творчества.
Рассказывается об отличиях между традиционным народным искусством, художественными промыслами и самодеятельностью; поднимаются проблемы разделения труда в художественных промыслах. Рассматриваются характерные тенденции в области современного творчества народа; говорится об утрате целостности в современных изделиях; на примере Гжельского промысла проводится анализ мануфактурного способа производства в России; рассматривается черневое серебро, пуховязальный, строчевышивальный промысел, кружево, резьба по дереву.
Рассказывается о практике организации новых предприятий по типу промысловых; механизации производства.
4) Мусина Р.Р. Задачи сохранения локальных традиций в искусстве промыслов художественной керамики.
В статье говорится о процессе формирования принципов творческой работы на предприятиях НХП в советское время.
На примере некоторых предприятий рассказывается о задачах и проблемах, стоящих перед предприятиями художественной керамики: поднимаются проблемы зависимости деятельности творческого коллектива от производства; творческая работа оказалась под ударом жестких рыночных отношений; рост объема производства, послужил снижению художественного качества; уход творческого начала; искоренение ручного формования на гончарном круге; снижение значимости научно-исследовательской и методической работы; снижение требовательности к качеству; проблема отсутствия кадров, отсутствия преемственности мастерства; отсутствие стилевой направленности, потеря самобытности и т.д.
Говорится о тенденции к стабилизации объемов производства предприятий НХП – автором отмечаются интересный опыт и плюсы в развитии ряда производств.
5) Ведерникова Н.М. Особенности развития современного русского народного искусства.
Статья посвящена развитию русского народного искусства. Затрагивается состояние народного искусства в конце XIX – начале ХХ в. Рассказывается о традиции и новаторстве в народном искусстве. Автор говорит об открытости народного декоративно-прикладного искусства для различного рода влияний, в результате которых данное искусство претерпевает изменения и трансформации.
Рассказывается о возникновении и развитии новых видов декоративного искусства; о функциях изделий декоративно-прикладного искусства; о «бытовизации» народного искусства (обращении к бытовым реалиям) в нач. ХХ века.
Автор отмечает основные тенденции развития народного искусства. Говорится о разрушении народной культуры в советские годы под влиянием новой идеологии; о возрождении традиций народного искусства и народной культуры в 1960-е годы; об «официальном признании» народного искусства, его обращенности к традиционным основам, возникновении массового спроса на изделия народных мастеров.
Рассматривается путь формирования современного народного мастера. Автор поднимает вопрос формирования мастера нового типа, мастера-новатора. Рассматривает опыт художников-профессионалов, осваивающих старинные традиции народного искусства.
Дается характеристика развития и современного состояния народного искусства.
6) Большова С.И. Жизнь традиции в культуре современного села.
На основе экспедиции НИИХП в Рязанскую область в 1989 году рассматривается бытование и сохранность культурных традиций и традиций народного искусства региона в современных условиях, в частности костюм - самобытность сапожковской одежды, его трансформация и современное исполнение, связь костюма с повседневным бытом.
Читать далее