Сборник посвящен проблемам, связанным с использованием традиций народного костюма в моделировании и оформлении современной модной женской одежды, выпускаемой предприятиями народных художественных промыслов РСФСР.
Статьи сборника написаны на основе изучения истории народного костюма и анализа практической деятельности предприятий народных художественных промыслов в области создания современной модной одежды.
Сборник рассчитан на широкий круг специалистов моделирующих организаций Министерства местной промышленности РСФСР
1) Буфеева И.Ю. Использование традиционного народного искусства в моделировании современной модной одежды с вышивкой и кружевом (опыт работы НИТЛ вышивки, кружева и моделирования одежды НИИ художественной промышленности в 60 – 80-е годы).
В статье поднимается проблема сохранения и развития традиций народного декоративного искусства в условиях современности. Рассказывается о создании современной одежды на основе развития народных традиций в современных условиях.
2) Салькова Н.Г. Из опыта моделирования современной модной одежды на основе русского сарафана.
Затрагивается история происхождения, развития сарафана. Рассказывается о практике обращения художников НИИХП к одежде сарафанного типа; о работе по созданию современной модной одежды в традициях народного искусства.
3) Синельникова Л.П. Русская народная вышивка в современной женской одежде.
Об использовании народной вышивки в современной одежде. Рассматриваются особенности применения вышивки на предприятиях Ивановской, Горьковской, Калужской, Рязанской, Кировской и других областей.
4) Работнова И.П. Народное русское кружево в современном женском костюме.
О художественно-стилистических особенностях кружев отдельных регионов. Рассказывается об ассортименте кружевных изделий для костюма; о поисках современных форм и моделей кружевных изделий, создании оригинальных узоров.
5) Афанасьева Т.А. Народное вязание в ансамбле современного костюма (творческие поиски).
Статья рассказывает об освоении народных традиций в трикотаже; о поисках современных форм вязаных изделий, используя народные приемы и мотивы.
6) Листова Л.М. О методе проектирования модной одежды с народной вышивкой в 1930-е годы (из опыта работы НИИ художественной промышленности).
О проектировании сотрудниками НИИХП современной одежды на основе традиций народного костюма для различных регионов России: Рязани, Орла, Торжка, Шуи, Крестца.
Автор выделяет несколько методов использования традиций народной одежды. В статье рассмотрены некоторые лучшие модели 30-х годов.
7) Парцевская Т.А. Использование традиций мордовского народного костюма при моделировании современной одежды.
В статье рассматривается использование традиций мордовского народного костюма при моделировании современной одежды. В основу данной статьи положен опыт НИИХП и производственного объединения «Мордовские узоры» (Саранск).
8) Ханявина Л.С. Художественные традиции народной одежды центральных районов Европейской части России во 2-й половине XIX – начале XX в.
В статье рассматривается крестьянская одежда бывших центральных губерний России как целостное художественное явление, в ее основных костюмных комплексах-ансамблях, с их локальными разновидностями и временными изменениями.
9) Яковлева Е.Г. Ручное узорное ткачество в народной одежде центральных районов Европейской части России 2-й половины XIX в.
Статья рассказывает о роли домашнего узорного ткачества в народной одежде 2-й половины ХХ века. Затрагиваются предпосылки развития узорного ткачества. Рассматривается ансамбль праздничной женской одежды центральных губерний России, их художественное оформление и отличия.
10) Нестерова И.Г. Ализариновые ситцы в народной одежде северных и южных районов Европейской части России во второй половине XIX – начале XX в.
В статье рассматриваются кумачовые ткани; распространение набивных кумачовых ситцев в связи с применением искусственного ализарина. Применение фабричных тканей в народном костюме.
Рассмотрены ткани северных и южных губерний России – их колорит, орнамент и т.д.
11) Янченко В.Л. Набивные платки и шали в русском народном костюме первой половины XIX в.
В статье рассматриваются набивные платки и шали первой половины XIX века.
12) Ведерникова Н.М. Эстетика народной одежды в произведениях фольклора.
В статье рассматривается связь декоративно-прикладного искусства с фольклором, в частности, народной одежды с народной поэзией.
С. 3-16. Буфеева И.Ю. Использование традиционного народного искусства в моделировании современной модной одежды с вышивкой и кружевом (опыт работы НИТЛ вышивки, кружева и моделирования одежды НИИ художественной промышленности в 60 – 80-е годы)
С. 17-27. Салькова Н.Г. Из опыта моделирования современной модной одежды на основе русского сарафана
С. 28-41. Синельникова Л.П. Русская народная вышивка в современной женской одежде
С. 42-52. Работнова И.П. Народное русское кружево в современном женском костюме
С. 53-58. Афанасьева Т.А. Народное вязание в ансамбле современного костюма (творческие поиски)
С. 59-69. Листова Л.М. О методе проектирования модной одежды с народной вышивкой в 1930-е годы (из опыта работы НИИ художественной промышленности)
С. 70-76. Парцевская Т.А. Использование традиций мордовского народного костюма при моделировании современной одежды
С. 77-92. Ханявина Л.С. Художественные традиции народной одежды центральных районов Европейской части России во 2-й половине XIX – начале XX в.
С. 93-107. Яковлева Е.Г. Ручное узорное ткачество в народной одежде центральных районов Европейской части России 2-й половины XIX в.
С. 108-118. Нестерова И.Г. Ализариновые ситцы в народной одежде северных и южных районов Европейской части России во 2-й половине XIX – начале XX в.
С. 119-131. Янченко В.Л. Набивные платки и шали в русском народном костюме 1-й половины XIX в.
С. 131-149. Ведерникова Н.М. Эстетика народной одежды в произведениях фольклора