Вернуться
3 из 4
Просмотрено 3 из 4
Сборник трудов НИИХП. Вып. 4. 1967. Яковлева Е.Г., Разина Т.М., Хохлова Е.Н., Климова Н.Т., Марков С.П., Горпенко А.Е., Авсеенок А.А., Уткин П.И., Пронина И.А., Кожевникова Л.А., Барадулин В.А., Чирков Д.А., Королева Н.С., Воронов В.С., Митлянская Т.Б., Демидова Г.А., Крапивин В.А., Розова Л.К., Иванова Н.Н.
Сборник трудов НИИХП. Вып. 4. 1967. Яковлева Е.Г., Разина Т.М., Хохлова Е.Н., Климова Н.Т., Марков С.П., Горпенко А.Е., Авсеенок А.А., Уткин П.И., Пронина И.А., Кожевникова Л.А., Барадулин В.А., Чирков Д.А., Королева Н.С., Воронов В.С., Митлянская Т.Б., Демидова Г.А., Крапивин В.А., Розова Л.К., Иванова Н.Н.
Название
Сборник трудов НИИХП. Вып. 4
Датировка
Место создания
г. Москва
Материал, техника
Бумага типографская, картон; печать высокая
Кол-во страниц
Размер
22 х 15,2 х 2,6. Тираж: 800экз.
Аннотация
Сборник состоит из следующих отделов: 1. Вопросы современной творческой практики. 2. История развития декоративного искусства. 3. Декоративное искусство народов РСФСР. 4. Из наследия (статьи В.С. Воронова 1921 - 25 гг.). 5. Фонды Музея народного искусства. 6. Технология. 7. Хроника.
Краткое содержание
1) Яковлева Е.Г. Некоторые вопросы современного развития народного искусства. В статье рассказывается о современном состоянии народных промыслов, их развитии. Затрагивается проблема механического тиражирования, разграничения мастеров на творческих работников и исполнителей. Рассматривается работа НИИХП по развитию художественных промыслов. Поднимается вопрос сбыта создаваемых изделий. 2) Разина Т.М. Творческие семинары с мастерами «Северной черни». Статья посвящена семинарским занятиям с мастерами и художниками промыслов на фабрике «Северная чернь». Подводятся итоги пятилетних занятий, рассказывается о задачах семинарской работы. 3) Хохлова Е.Н. Национальные черты в современном конаковском фаянсе. В статье затрагивается история завода. Рассматриваются художественные особенности, изменения и развитие. Рассказывается об экспериментальной художественной лаборатории завода; о художественном оформлении изделий и их связью с бытом. Приводится обзор некоторых предметов. 4) Климова Н.Т. Новые строчевые швы на современных изделиях ивановских предприятий. В статье рассказывается о возрождении искусства вышивки сотрудниками НИИХП совместно с творческими коллективами предприятий, о поиске художественных приемов строчевой вышивки для создания недорогих, но нарядных изделий. 5) Марков С.П. Планирование на предприятиях художественных промыслов. В статье поднимаются вопросы, связанные с планированием на предприятиях художественных промыслов. В частности, говорится об утрате индивидуального значения на художественных фабриках в результате планирования на основе других промышленных предприятий; о проникании механизации в художественные промыслы; о низком уровне организации производства; об увеличении планов без учета производственных и экономических особенностей; о недостатках планирования, которые отрицательно сказываются на развитии художественных промыслов; о работе НИИХП по совершенствованию планирования. 6) Горпенко А.Е. Неизвестная страница из истории русского декоративного искусства. О чугунном литье Н.А. Демидова. Статья написана по архивным материалам Н.А. Демидова. В статье рассказывается о постройке Слободского дома Демидова. Автором предпринимается попытка разыскать отдельные предметы демидовского чугунного литья и установить их принадлежность к ансамблю Слободского дворца. Результаты исследования изложены в настоящей статье. В результате ознакомления с памятниками статуарного литья, сохранившимися в Москве, автором была выделена группа художественных изделий, которые могут быть отнесены к ансамблю Слободского дома. 7) Авсеенок А.А. Своеобразие русской народной деревянной пластики XIX в. В статье рассказывается о своеобразии народной деревянной пластики. Автор ставит вопрос не только о реализме содержания, черпающего сюжеты и мотивы из окружающей жизни, но и об отношении художника к этому содержанию, т.е. понимает реализм широко, как образное соответствие искусства правде жизни. Реализм народного искусства рассматривается на примере деревянной игрушки, росписей, деревянной скульптуры. Анализируются точки зрения некоторых исследователей: Н. Церетелли, Л.А. Динцеса, А.Б. Салтыкова, Г. Малицкого. Автором были предприняты попытки выявить исторические корни традиционного мастерства обработки дерева. Рассмотрены отдельные вопросы композиции народной деревянной скульптуры и игрушки. 8) Уткин П.И. Русские ювелирные украшения из цветного и черного металла второй половины XVIII – начала XIX вв. В настоящей работе сделана первая попытка рассмотреть некоторые вопросы, связанные с созданием украшений из цветного и черного металла и отражением их эволюции художественного стиля. Затрагивается история развития ювелирного искусства. Рассмотрены изделия из собраний Исторического музея, Эрмитажа, Музея народного искусства и других областных музеев. Рассказывается о создании украшений из стали на Тульском оружейном заводе. 9) Пронина И.А. Академическая школа декоративно-прикладного искусства в конце XVIII в. В статье рассматриваются две традиции русской школы декоративно-прикладного искусства - ученичество и академическая школа. Рассказывается о появлении специальных учебных заведений ДПИ в России, о педагогической системе, педагогических принципах и методических приемах обучения. 10) Кожевникова Л.А. Народное ткачество Кокшеньги (Вологодская область). Настоящая статья ставит целью познакомить читателя с ткачеством и отчасти с вышивкой Кокшеньги. Также в статье затрагивается декоративное искусство крестьянского быта, дома, их устройство и роспись. Рассматриваются изделия узорного ткачества; вышивка и ее роль в декоративном убранстве крестьянского дома и костюме, взаимодействие вышивки с узорным ткачеством. Упоминается о технике браного ткачества. 11) Барадулин В.А. Уральское бересто. В данной статье рассказывается об основных центрах производства берестяной утвари на Урале, о видах берестяных изделий, а также типах их украшений, сложившихся в промыслах и ставших характерными для них. Рассматриваются берестяные изделия Пермской, Свердловской области и их основные типы: плетеные изделия (солоница, пестерь), изделия из целых пластов бересты (лукошки, заплечники, чекманы), а также бураки с тисненым или чеканным рисунком и расписные берестяные изделия. 12) Чирков Д.А. Женские серебряные украшения селения Тидиб. В статье рассматриваются изделия небольшой части аварских центров среброкузнечества - селение Тидиб и примыкающие к нему аулы Накитль и Урада. 13) Чирков Д.А. Медно-чеканные изделия селения Кубачи. В статье рассматриваются медно-чеканные изделия селения Кубачи. 14) Королева Н.С. Искусство меховой мозаики финно-угорских народов Северного Урала. В статье рассматривается искусство меховой мозаики Северного Урала. Делается попытка провести сравнительный анализ искусства меховой мозаики XIX-XX вв. у двух народов финно-угорской языковой семьи - обских угров и коми-зырян - особенности их творчества, орнаментального решения. 15) Из наследия Воронова: Воронов В.С. Крестьянское бытовое искусство. Воронов В.С. Крестьянское искусство и кустарная художественная промышленность. Воронов В.С. Качество и искусство. В настоящем сборнике публикуются (с небольшими сокращениями) три статьи Воронова ВС. «Крестьянское бытовое искусство» - в ней дана общая характеристика крестьянского искусства и указаны особенности каждого из его видов. «Крестьянское искусство и кустарная художественная промышленность» - поднимается вопрос о взаимоотношении крестьянского искусства и кустарно-художественной промышленности. В статье автор призывает кустарно-художественную промышленность выйти «на широкую область художественной промышленности». «Качество и искусство» - о проблемах кустарной промышленности, связанных с качеством; о повышении качества изделий. 16) Митлянская Т.Б. Чукотская резная кость в фондах Музея народного искусства. Цель настоящей статьи - публикация собрания произведений искусства чукчей. В статье рассмотрены произведения объемной резьбы и моржовых клыков из фонда Музея народного искусства, типичные и специфические черты творчества мастеров. 17) Демидов Г.А., Крапивин В.А. Бессвинцовые цветные глазури для бытовой керамики. Статья затрагивает проблемы состояния керамической промышленности, недостатка керамических материалов. Рассказывается о работе НИИХП и других предприятий по разработке рецептур, технологии и исследованию свойств керамических глазурей. 18) Розова Л.К. Выставка Богородского искусства резьбы по дереву. Статья рассказывает о выставке богородского искусства резьбы по дереву, проходившей в 1964 г. в МНИ. Представлены отзывы и высказывания о выставке, рассмотрены разделы выставки, подведены итоги выставки. 19) Иванова Н.Н. Выставка «Русская народная одежда XVIII – XIX вв.» в Музее народного искусства. Статья представляет собой обзор выставки русской народной одежды XVIII-XIX вв., прошедшей в 1964 году в МНИ.
Содержание (расширенное)
С. 5-18. Яковлева Е.Г. Некоторые вопросы современного развития народного искусства С. 18-33. Разина Т.М. Творческие семинары с мастерами «Северной черни» С. 34-47. Хохлова Е.Н. Национальные черты в современном конаковском фаянсе С. 47-60. Климова Н.Т. Новые строчевые швы на современных изделиях ивановских предприятий С. 60-71. Марков С.П. Планирование на предприятиях художественных промыслов С. 75-106. Горпенко А.Е. Неизвестная страница из истории русского декоративного искусства С. 106-132. Авсеенок А.А. Своеобразие русской народной деревянной пластики XIX в. С. 133-151. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения из цветного и черного металла второй половины XVIII – начала XIX вв. С. 151-176. Пронина И.А. Академическая школа декоративно-прикладного искусства в конце XVIII в. С. 179-213. Кожевникова Л.А. Народное ткачество Кокшеньги (Вологодская область) С. 213-236. Барадулин В.А. Уральское бересто С. 236-252. Чирков Д.А. Женские серебряные украшения селения Тидиб С. 252-265. Чирков Д.А. Медно-чеканные изделия селения Кубачи С. 266-284. Королева Н.С. Искусство меховой мозаики финно-угорских народов Северного Урала С. 288-299. Воронов В.С. Крестьянское бытовое искусство С. 299-306. Воронов В.С. Крестьянское искусство и кустарная художественная промышленность С. 306-309. Воронов В.С. Качество и искусство С. 313-335. Митлянская Т.Б. Чукотская резная кость в фондах Музея народного искусства С. 339-346. Демидов Г.А., Крапивин В.А. Бессвинцовые цветные глазури для бытовой керамики С. 349-361. Розова Л.К. Выставка Богородского искусства резьбы по дереву С. 361-371. Иванова Н.Н. Выставка «Русская народная одежда XVIII – XIX вв.» в Музее народного искусства
Регион
Архангельская область  
Тверская губерния  
Ивановская область  
Тульская область  
Русский Север  
Показать все (13)
Персоналии
Яковлева Елена Григорьевна (Автор статьи)
Разина Татьяна Михайловна (Автор статьи)
Хохлова Екатерина Николаевна (Автор статьи)
Климова Нина Тимофеевна (Автор статьи)
Марков С. П. (Автор статьи)
Показать все (149)
Организации
Богородская фабрика художественной резьбы
Государственный Исторический музей
Государственный музей этнографии (совр. Российский этнографический музей)
Государственный Русский музей
Каслинский завод
Показать все (36)
Этническая принадлежность
аварцы  
коми  
ханты  
манси  
коми-зыряне  
Показать все (7)
Коллекция
Научная библиотека
Музейный номер
Фотографии. Фрагменты постельного белья. 1967
Народные художественные промыслы Ивановской области: Сборник трудов НИИХП. 1994. Королева Н.С., Мамонтова Н.Н., Большова С.И.