Вернуться
1 из 4
Просмотрено 1 из 4
Сборник трудов НИИХП. 1972. Гончарова Л.Н., Гуляев В.А., Коромыслов Б.И., Работнова И.П., Гурьева Т.С., Крайванов Ю.Г., Супрун Л.Я., Барадулин В.А., Митлянская Т.Б., Лихачева Д.М., Кириллова Л.А., Сурганова Г.А., Калиш М.К.
Сборник трудов НИИХП. 1972. Гончарова Л.Н., Гуляев В.А., Коромыслов Б.И., Работнова И.П., Гурьева Т.С., Крайванов Ю.Г., Супрун Л.Я., Барадулин В.А., Митлянская Т.Б., Лихачева Д.М., Кириллова Л.А., Сурганова Г.А., Калиш М.К.
Название
Сборник трудов НИИХП
Датировка
Место создания
г. Москва
Материал, техника
Бумага, картон; печать высокая
Кол-во страниц
Размер
22х15х1,4 см. Тираж: 800экз.
Краткое содержание
1) Гончарова Л.Н. Народное искусство в оформлении интерьеров общественных зданий 1930-х годов. Автор поднимает проблему использования народного искусства в архитектуре и привлечения к работе народных мастеров. В статье рассказывается о появлении первых попыток народных мастеров отразить новую современную тематику. Новый этап в обращении к художественным промыслам в архитектуре начинается уже с 1930-х годов. В 30-х гг. народное искусство в РСФСР находит выражение главным образом, в стенных росписях. Приводится перечень работ мастеров народных-художественных промыслов, выполненных в 1930-х годах. Рассказывается об обращении художников Палеха, Мстеры, Хохломы, Жостова к решению архитектурно-декоративных задач монументального характера. О планах по использованию народных промыслов в оформлении Дворца Советов Поднимается проблема сохранения национальных художественных особенностей народного орнамента с подчинением его одновременно требованиям современной архитектуры и интерьерного декора. 2) Гуляев В.А. Палехская артель древней живописи в 1920-е годы (по архивным материалам Ивановской области). В статье рассказывается история развития Палехской артели древней живописи, о ее задачах, трудностях. Статья написана на основе архивных материалы. Палехские живописцы вступили в сферу высокого искусства и перестали считать себя крестьянами, для которых работа над художественными «изделиями» - кустарный промысел. 3) Коромыслов Б.И. Неизвестные произведения старых мастеров Мстеры. Об искусстве первых мастеров Мстерской лаковой миниатюры. Рассматриваются некоторые произведения и рисунки-припорохи. Рассмотрено около ста рисунков неизвестных до этого миниатюр, сгруппированные по тематическим признакам и выделенные наиболее интересные по содержанию и художественному решению произведения. 4) Работнова И.П. Из истории советских набивных тканей 1920-х – первой половины 1930-х годов. Настоящая статья написана по материалам коллекции советских набивных тканей, собранных автором на московских и ивановских ситценабивных фабриках в 1934 г., находящихся в коллекции МНИ. Затрагивается история развития ситценабивной промышленности, рассмотрены композиция, цветовая гамма, орнамент. Рассказывается о первых попытках обновления текстильного рисунка Л. Поповой, В. Степановой, о развитии текстильной промышленности в советский период. 5) Гурьева Т.С. Опыты Л.В. Маяковской в оформлении тканей. Статья рассматривает творчество Л.В. Маяковской, ее работы и опыты по художественному оформлению тканей. Представлена биография Л.В. Маяковской. 6) Крайванов Ю.Г. Марки и знаки Дмитровского фарфорового завода (советский период). Данная работа ставит своей целью датировку марок Дмитровского фарфорового завода (б.Гарднер) за советский период с 1917 по 1967 г., которые удалось собрать автору. 7) Супрун Л.Я. Художественно-промышленные школы Москвы и Петербурга и народное искусство второй половины XIX – начала XX века (на материале деятельности Строгановского училища и училища Штиглица). В статье прослеживается возникновение и развитие взаимодействия профессионального искусства и народного художественного творчества. Рассказывается о связи художественно-промышленных учебных заведений с народным искусством. Представлена биография С.А. Давыдовой 8) Барадулин В.А. Уральская кистевая роспись в Туринске (опыт восстановления приемов уральской кистевой росписи по дереву). Статья рассматривает уральскую кистевую роспись по дереву в Туринске. Рассказывается об опыте восстановления приемов уральской кистевой росписи, о художественных особенностях и приемах, о создании современных бытовых вещей на основе традиционных росписей. 9) Митлянская Т.Б. О работе профессиональных художников с народными мастерами Чукотки. В настоящей статье рассказывается о работе художника Александра Леонидовича Горбункова с народными мастерами Чукотки в 1930-е годы. Автором статьи использованы материалы переписки с художником, которые дают возможность полнее представить деятельность А. Л. Горбункова. 10) Лихачева Д.М. К истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России. В статье рассказывается об истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России. 11) Кириллова Л.А. Русское мануфактурное льноткачество XVIII – первой половины XIX века (на примере Ярославской Большой мануфактуры). О развитии русского мануфактурного узорного ткачества на примере Ярославской мануфактуры. Рассматриваются тканные узоры и орнаменты. 12) Сурганова Г.А. Русские шали и платки в городском женском костюме XIX века. Рассмотрены развитие производства и эволюция художественных качеств шалей 19 в. 13) Калиш М.К. О технологии производства расписной эмали на фабрике «Ростовская финифть». В статье освещаются основные общие положения технологии художественных эмалей, отступления от них на фабрике и вероятных причинах дефектов эмали и красочного слоя. Затрагивается работа НИИХП по развитию промысла.
Содержание (расширенное)
С. 3-24. Гончарова Л.Н. Народное искусство в оформлении интерьеров общественных зданий 1930-х годов. С. 24-43. Гуляев В.А. Палехская артель древней живописи в 1920-е годы (по архивным материалам Ивановской области). С. 43-68. Коромыслов Б.И. Неизвестные произведения старых мастеров Мстеры. С. 68-91. Работнова И.П. Из истории советских набивных тканей 1920-х – первой половины 1930-х годов. С. 91-101. Гурьева Т.С. Опыты Л.В. Маяковской в оформлении тканей. С. 102-107. Крайванов Ю.Г. Марки и знаки Дмитровского фарфорового завода (советский период). С. 107-136. Супрун Л.Я. Художественно-промышленные школы Москвы и Петербурга и народное искусство второй половины XIX – начала XX века (на материале деятельности Строгановского училища и училища Штиглица). С. 137-153. Барадулин В.А. Уральская кистевая роспись в Туринске (опыт восстановления приемов уральской кистевой росписи по дереву). С. 153-166. Митлянская Т.Б. О работе профессиональных художников с народными мастерами Чукотки. С. 167-184. Лихачева Д.М. К истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России. С. 185-201. Кириллова Л.А. Русское мануфактурное льноткачество XVIII – первой половины XIX века (на примере Ярославской Большой мануфактуры). С. 201-226. Сурганова Г.А. Русские шали и платки в городском женском костюме XIX века. С. 226-248. Калиш М.К. О технологии производства расписной эмали на фабрике «Ростовская финифть».
Регион
Таджикская ССР  
Ивановская область  
Владимирская область  
Московская область  
Костромская область  
Показать все (11)
Персоналии
Гончарова Лидия Николаевна (Автор)
Гуляев Владимир Андреевич (Автор)
Коромыслов Борис Иванович (Автор)
Работнова Ирина Павловна (Автор)
Гурьева Т. С. (Автор)
Показать все (167)
Организации
Белохолуницкий завод
ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт)
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские)
Государственный Исторический музей
Музей-усадьба «Кусково»
Показать все (40)
Коллекция
Научная библиотека
Музейный номер
Русские художественные промыслы XIX - XX вв. и город. Социальные основы искусства: Сборник научных трудов НИИХП. 1983. Разина Т.М., Якимчук Н.А., Кузнецова Н.А., Супрун Л.Я., Бадяева Т.А., Янченко В.Л., Хохлова Е.Н., Мусина Р.Р., Коромыслов Б.И., Канцедикас А.С.