1) Гончарова Л.Н. Народное искусство в оформлении интерьеров общественных зданий 1930-х годов.
Автор поднимает проблему использования народного искусства в архитектуре и привлечения к работе народных мастеров.
В статье рассказывается о появлении первых попыток народных мастеров отразить новую современную тематику. Новый этап в обращении к художественным промыслам в архитектуре начинается уже с 1930-х годов.
В 30-х гг. народное искусство в РСФСР находит выражение главным образом, в стенных росписях.
Приводится перечень работ мастеров народных-художественных промыслов, выполненных в 1930-х годах. Рассказывается об обращении художников Палеха, Мстеры, Хохломы, Жостова к решению архитектурно-декоративных задач монументального характера.
О планах по использованию народных промыслов в оформлении Дворца Советов
Поднимается проблема сохранения национальных художественных особенностей народного орнамента с подчинением его одновременно требованиям современной архитектуры и интерьерного декора.
2) Гуляев В.А. Палехская артель древней живописи в 1920-е годы (по архивным материалам Ивановской области).
В статье рассказывается история развития Палехской артели древней живописи, о ее задачах, трудностях. Статья написана на основе архивных материалы.
Палехские живописцы вступили в сферу высокого искусства и перестали считать себя крестьянами, для которых работа над художественными «изделиями» - кустарный промысел.
3) Коромыслов Б.И. Неизвестные произведения старых мастеров Мстеры.
Об искусстве первых мастеров Мстерской лаковой миниатюры. Рассматриваются некоторые произведения и рисунки-припорохи.
Рассмотрено около ста рисунков неизвестных до этого миниатюр, сгруппированные по тематическим признакам и выделенные наиболее интересные по содержанию и художественному решению произведения.
4) Работнова И.П. Из истории советских набивных тканей 1920-х – первой половины 1930-х годов.
Настоящая статья написана по материалам коллекции советских набивных тканей, собранных автором на московских и ивановских ситценабивных фабриках в 1934 г., находящихся в коллекции МНИ.
Затрагивается история развития ситценабивной промышленности, рассмотрены композиция, цветовая гамма, орнамент.
Рассказывается о первых попытках обновления текстильного рисунка Л. Поповой, В. Степановой, о развитии текстильной промышленности в советский период.
5) Гурьева Т.С. Опыты Л.В. Маяковской в оформлении тканей.
Статья рассматривает творчество Л.В. Маяковской, ее работы и опыты по художественному оформлению тканей. Представлена биография Л.В. Маяковской.
6) Крайванов Ю.Г. Марки и знаки Дмитровского фарфорового завода (советский период).
Данная работа ставит своей целью датировку марок Дмитровского фарфорового завода (б.Гарднер) за советский период с 1917 по 1967 г., которые удалось собрать автору.
7) Супрун Л.Я. Художественно-промышленные школы Москвы и Петербурга и народное искусство второй половины XIX – начала XX века (на материале деятельности Строгановского училища и училища Штиглица).
В статье прослеживается возникновение и развитие взаимодействия профессионального искусства и народного художественного творчества.
Рассказывается о связи художественно-промышленных учебных заведений с народным искусством. Представлена биография С.А. Давыдовой
8) Барадулин В.А. Уральская кистевая роспись в Туринске (опыт восстановления приемов уральской кистевой росписи по дереву).
Статья рассматривает уральскую кистевую роспись по дереву в Туринске. Рассказывается об опыте восстановления приемов уральской кистевой росписи, о художественных особенностях и приемах, о создании современных бытовых вещей на основе традиционных росписей.
9) Митлянская Т.Б. О работе профессиональных художников с народными мастерами Чукотки.
В настоящей статье рассказывается о работе художника Александра Леонидовича Горбункова с народными мастерами Чукотки в 1930-е годы. Автором статьи использованы материалы переписки с художником, которые дают возможность полнее представить деятельность А. Л. Горбункова.
10) Лихачева Д.М. К истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России.
В статье рассказывается об истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России.
11) Кириллова Л.А. Русское мануфактурное льноткачество XVIII – первой половины XIX века (на примере Ярославской Большой мануфактуры).
О развитии русского мануфактурного узорного ткачества на примере Ярославской мануфактуры.
Рассматриваются тканные узоры и орнаменты.
12) Сурганова Г.А. Русские шали и платки в городском женском костюме XIX века.
Рассмотрены развитие производства и эволюция художественных качеств шалей 19 в.
13) Калиш М.К. О технологии производства расписной эмали на фабрике «Ростовская финифть».
В статье освещаются основные общие положения технологии художественных эмалей, отступления от них на фабрике и вероятных причинах дефектов эмали и красочного слоя.
Затрагивается работа НИИХП по развитию промысла.
С. 3-24. Гончарова Л.Н. Народное искусство в оформлении интерьеров общественных зданий 1930-х годов.
С. 24-43. Гуляев В.А. Палехская артель древней живописи в 1920-е годы (по архивным материалам Ивановской области).
С. 43-68. Коромыслов Б.И. Неизвестные произведения старых мастеров Мстеры.
С. 68-91. Работнова И.П. Из истории советских набивных тканей 1920-х – первой половины 1930-х годов.
С. 91-101. Гурьева Т.С. Опыты Л.В. Маяковской в оформлении тканей.
С. 102-107. Крайванов Ю.Г. Марки и знаки Дмитровского фарфорового завода (советский период).
С. 107-136. Супрун Л.Я. Художественно-промышленные школы Москвы и Петербурга и народное искусство второй половины XIX – начала XX века (на материале деятельности Строгановского училища и училища Штиглица).
С. 137-153. Барадулин В.А. Уральская кистевая роспись в Туринске (опыт восстановления приемов уральской кистевой росписи по дереву).
С. 153-166. Митлянская Т.Б. О работе профессиональных художников с народными мастерами Чукотки.
С. 167-184. Лихачева Д.М. К истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России.
С. 185-201. Кириллова Л.А. Русское мануфактурное льноткачество XVIII – первой половины XIX века (на примере Ярославской Большой мануфактуры).
С. 201-226. Сурганова Г.А. Русские шали и платки в городском женском костюме XIX века.
С. 226-248. Калиш М.К. О технологии производства расписной эмали на фабрике «Ростовская финифть».
Белохолуницкий завод ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) Государственный Исторический музей Музей-усадьба «Кусково»