Состоит из пяти разделов:
1. Предпосылки для развития промысла: природа бывшего Дмитровского уезда, ныне Загорского района Московской области; бытование резьбы в среде московского крестьянства; традиции и влияние старинных резных промыслов Сергиевского и Владимирского; близость центров сбыта - Загорск, Москва.
2. Происхождение абрамцевского промысла: Абрамцевская столярная мастерская, условия ее возникновения; участие ее в жизни "Абрамцевского кружка" - выдающихся художников русской национальной школы конца XIX века (Поленов, Репин, Суриков, Серов, В. Васнецов, Врубель); значение для формирования ее стиля интереса к народному творчеству и русской старине; собирание образцов народного изобразительного искусства, их опыты в народном стиле; руководство Абрамцевской мастерской художницы Е.Д. Поленовой; значение Поленова В.Д. и В. Васнецова для творческого развития Е.Д. Поленовой и Абрамцевской мастерской; работы Е.Д. Поленовой, ее стиль; влияние на работы Абрамцевской мастерской стиля "модерн", талашкинской и сергиевской мастерских; художественное руководство Давыдовой; дальнейшая судьба Абрамцевской мастерской.
3. Возникновение Кудринского промысла: выдающийся ученик Абрамцевской мастерской, основоположник кудринского промысла и создатель «кудринско-ворносковского» стиля – Василий Петрович Ворносков; основные вехи его жизненного пути и главные этапы его творческого развития: 1) период подражательства и исканий (1890-1900); 2) расцвет его творчества (1900-1910); 3) новый подъем творчества в советский период (1920-1930): 4) особенности его творческих достижений в последний период его жизни (1930-1940); особенности его манеры резьбы, его орнамента; их генезис, влияние и развитие; его непосредственное участие в работе кудринской артели и влияние на абрамцево-кудринские промыслы в целом; значение его в истории русского бытового искусства; В.П. Ворносков – ярчайший пример творческого роста в условиях социалистического строя мастера – от кустаря до высот подлинного искусства.
4. Прошлое и настоящее Абрамцево-кудринского куста (объединений): Хотьковская артель 1910 г; Кудринская артель 1921-1930 гг., Мутовкинская 1923-1924 гг., Левковская 1931-1938 гг; Ахтырская 1932-1940 гг; Хотьковская 1937-1940 гг., Ахтырская объединенная 1940-1945 гг., период отечественной войны.
5. Перспективы дальнейшего развития Абрамцево-Кудринского промысла: кадры, творческие наследники В.П. Ворноскова – его сыновья – Николай, Петр, Василий, Михаил; художественные традиции; Художественная культура; техническое оснащение; подготовка кадров; новые художественные задачи, выдвинутые Отечественной войной.
Читать далее