Родилась в г. Владимир.
В 1947 году закончила МХПУ им. М. И. Калинина, затем а 1850 году - высшее педагогическое отделение при училище.
С 1950 по 1952 год работала преподавателем Красносельского техникума художественной обработки металлов.
С 1952 по 1975 год - художник в НИИХП (с 1952-1958 работала по дереву, с 1958 работала в области ювелирного искусства-финифть, филигрань, кованный металл).
Участвует в выставках с 1953 года.
Член Союза художников СССР с 1961 года.
Окончив в 1950 году Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина (ныне Московское художественное училище прикладного искусства) по отделению скульптуры и высшее отделение при этом училище, дававшее право быть педагогом, 3. М. Зенкова была направлена в Красное село Костромской области в техникум художественной обработки металла. Два учебных года она преподавала композицию, рисунок, скульптуру, вела дипломников. Эта работа была не только большой практикой для молодого художника, но и пробудила в ней особый интерес к художественной обработке металла. Первые творческие работы в НИИХП выполнены ею в дереве, но затем вся ее творческая деятельность была связана с задачами развития и возрождения лучших традиций искусства народных художественных промыслов, занимающихся производством художественных изделий из металла.
Трудно сказать, в какой области художественной обработки металла Зенкова сильнее - она прекрасный ювелир, владеющий всеми приемами ювелирного искусства, она знает тонкости народного кузнечного ремесла. Проводя экспериментальные исследования по возрождению забытых видов народного творчества, она проявила себя и как знаток камнерезного и других видов традиционного народного искусства.
Творческий путь 3. М. Зенковой - это пример тесного содружества художника НИИХП с коллективами мастеров народных художественных промыслов. Такой путь сложен и требует от специалиста своеобразной «жертвенности», щедрой отдачи своих идей и мыслей мастерам и художникам промыслов. 3. М. Зенкова очень быстро включилась в ритм жизни института.
Активная творческая деятельность ее началась в середине 1950-х годов и была связана с изучением лучших традиций искусства ростовской финифти, костромского ювелирного куста с центром в селе Красном, филигранного производства Мстеры и Казакова. З. М. Зенкова взяла на себя основную работу, связанную с развитием искусства филиграни и обновлением ассортимента изделий, изготовляемых из серебра и цветных металлов в Костромской, Владимирской и Горьковской областях на промыслах.
Совмещение творческой и педагогической деятельности помогало 3. М. Зенковой осваивать традиции многих промыслов. Она разрабатывала для традиционных промыслов направляющие коллекции художественных изделий из дерева с росписью (хохломской и кудринской), совершенствовала формы токарных и резных предметов утилитарного и декоративно-прикладного назначения. Ей пришлось заниматься и гутным стеклом, производство которого институт восстанавливал в те годы во Владимирской области, в поселках Красный Куст и Красная Ушна. В этом старинном промысловом центре тогда еще были живы старые мастера, которые выдували художественные изделия из стекла по эскизам художников института, а также по памяти. Совместная работа шла на пользу обеих сторон - художники института приобретали навыки выполнения в материале своих замыслов, корректировали свои проекты, а мастера получали ценные сведения о специфике и истории этого вида народного творчества, а также знакомились с методикой работы художников института.
Работая в лаборатории художественной обработки металла, 3. М. Зенкова полностью овладела многочисленными видами техники ювелирного искусства. Изысканность филигранной техники, возможность превращения тонкого филигранного узора в скульптурную пластику позволяло развивать традиции русского ювелирного искусства и на этой основе создавать новые современные произведения. Сложные по замыслу изделия выставочного характера - ларцы, кубки, вазы - раскрывали богатство и бесконечное разнообразие орнаментов металлического филигранного кружева. 3. М. Зенкова в 1960 годы создавала коллекции многочисленных ювелирных украшений, в которых варьировались народные мотивы и одновременно находили отзвук направления современной моды. Серьги, броши, подвески, выполненные по эскизам художницы, всегда являлись элегантным дополнением к женскому костюму.
Большая работа была проведена Зенковой по определению художественно-стилевой направленности филигранного производства, возникшего в Казакове в 1930-х годах под непосредственным влиянием мастеров-ювелиров Костромской области. Много лет посвятила она совершенствованию ассортимента и филигранной техники промысла. Основным видом изделий Казакова были подстаканники, несколько позднее сахарницы, вазочки, блюда. На первом этапе изделия мастеров отличались чрезмерной геометризацией рисунка, позднее казаковцы излишне увлекались богатством мотивов и форм природы, и лишь в 1970 -- начале 1980-х годов промысел достиг своеобразного расцвета филигранного искусства, в котором удачно сочетались строгость геометрической основы композиции с изящным, легким растительным орнаментом. В этом была большая заслуга 3. М. Зенковой.
C 1957 года художники НИИХП включились в работу по созданию выставочных произведений. Одними из значительных выставочных произведений ювелирного искусства в творчестве Зинаиды Михайловны можно назвать коробочку «Мимоза» и две вазы, выполненные на Московском ювелирном заводе. На крышке коробочки «Мимоза» - строгой прямоугольной формы - изящный филигранный узор в виде тонких, легких веточек и цветков мимозы. Орнамент отличается прекрасной декоративной переработкой природного мотива.
В конце 1960-х годов институт приступил к возрождению традиций художественной обработки металла и камня на вновь созданных предприятиях Ульяновска, Волгограда, Читы, Хабаровска, Челябинска, Петрозаводска и других городов.
Среди экспериментальных работ, связанных с восстановлением старых и организацией новых художественных производств, наибольший интерес для творчества художников НИИХП - 3. М. Зенковой, М. А. Тоне и др. - представляло создание вместе с коллективом мастеров Челябинской фабрики художественных изделий направляющей коллекции изделий из поделочного камня в сочетании с металлом.
Семидесятые и восьмидесятые годы явились временем расцвета декоративно-прикладного искусства. Произведения 3. М. Зенковой и М. А. Тоне тех лет, как и других художников НИИХП, отмечались на выставках, приобретались музеями Москвы. На их творческой деятельности сказались общие тенденции времени, стремление по-новому решить ту или иную поставленную перед собой задачу, установить контакт со зрителем, приблизить его к истокам народной культуры.
Для произведений 3. М. Зенковой характерна широта творческих поисков. В создаваемых ею ювелирных гарнитурах, вазах, комплектах художественных изделий ставились самые разнообразные задачи, хотя и связанные с традиционным искусством русских ювелирных или камнерезных промыслов. Ее работы вдохновляли мастеров промыслов на создание новых образцов. К лучшим ее произведениям можно отнести ювелирный гарнитур «Русский» (колье и кольцо), в котором тонкий узор серебряной филиграни, идущей от искусства XV-XVII вв., органично ложится на форму, напоминающую нарядный воротник. Включение в центральную часть колье трех крупных аметистов в гладкой оправе придает особую красоту всей композиции и одновременно делает украшение современным.
В колье «Мимоза» основу серебряного украшения составляет пластическое решение образа природы. Колье это выполнено в технике ювелирной монтировки с использованием зерни и несет в себе особую поэтическую интонацию.
В выставочных произведениях 1980-х годов она обращается к образам и символам, исполненным гражданского пафоса. Этому способствуют, возможно, и сами материалы, - ней зильбер, мельхиор и другие металлы, которые придают известную суровость и монументальность ювелирным изделиям. Об этом же говорят и названия, которые дает автор своим композициям. Гарнитур «Звездный», брошь «Золотой город», колье «Птица мира», колье «Памяти погибших» и многие другие работы 3. М. Зенковой конца 1980 - начала 1990-х годов свидетельствуют о новом этапе в творчестве автора как художника современности, выходящего за рамки традиционного промыслового искусства и выступающего в роли ювелира-монументалиста. Они привлекают к себе внимание зрителя не только высоким мастерством исполнения, богатством колористического решения, но и значительностью содержания. Не случайно все экспонировавшиеся на выставках конца 1980 - начала 1990-х годов произведения 3. М. Зенковой приобретены Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства.
В 1990-м году она завершила большую работу для Главалмаззолота - более 60 эскизов ювелирных украшений из золота с драгоценными камнями и горячими эмалями. И ни одно из этих произведений ювелирного искусства не повторяло другое.
В 1992 году Зенкова разрабатывает коллекцию ювелирных изделий с расписными эмалями для молодого московского предприятия «Узор», где работают в качестве живописцев выпускницы Федоскинской школы.
Основные произведения ювелирного искусства 3. М. Зенковой хранятся в Музее народного искусства НИИХП, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в хранилище Худфонда РСФСР, а также приобретены частными лицами. Лучшие работы опубликованы в специальной литературе и журналах.
Информация из: Гончарова Л.Н. Зинаида Михайловна Зенкова. Сборник трудов. Выпуск № 34, 1992 г.
Заслуженный художник РСФСР. Художник научно-исследовательской лаборатории художественной обработки металла, камня и кости.
Информация из: НИИХП. 60 лет. Справка-доклад. М., 1992.
23 октября 1967 г. внесена в Почетную Книгу НИИХП «За создание высокохудожественных образцов ювелирных изделий, отмечавшихся дипломами на отечественных выставках. За оказание практической помощи в развитии ювелирных промыслов».
Имеет диплом I степени за участие в Республиканской выставке декоративного искусства 1956-1957 гг. и диплом II степени за участие во Всероссийском смотре-выставке 1960 г.
Информация из: Н.С. Королева. Отчет по теме № 17-А // Словарь мастеров художественных промыслов, т. 2224, 1961 (машинопись)
Читать далее