Вернуться
Кашкарова Зинаида Дмитриевна, художник НИИХП
Кашкарова Зинаида Дмитриевна, художник НИИХП
Персоналия
Кашкарова Зинаида Дмитриевна
Годы жизни
Вид деятельности
художник НИИХП  
Биография
Зинаиду Дмитриевну Кашкарову хорошо знают многие работники искусства. В течение сорока двух лет ее трудовая деятельность была неразрывно связана с русскими художественными промыслами - развитием народной вышивки и кружевоплетения. Она не только руководила этим большим участком народного искусства, но и растила талантливых художников и мастеров. В том, что за годы Советской власти народная вышивка и кружевоплетение в нашей стране достигли небывалого расцвета и заняли достойное место в прикладном искусстве - немалая заслуга и З. Д. Кашкаровой. *** 3. Д. Кашкарова родилась в 1888 году в Калуге. Детство провела, в основном, в семье бабушки. Мать ее, Е. К. Кашкарова, в те годы училась в Москве. Успешно окончив драматическое училище, она была приглашена в Тифлис - в труппу В. Э. Мейерхольда и затем работала в Екатеринодаре, Баку, Оренбурге и других городах. Зина воспитывалась то у родителей матери, то у родителей отца. Иногда мать брала ее с собой на гастроли. Живя то среди мягкой русской природы с ее кудрявыми березами, то среди широких степей Самарской губернии, то в Ялте - около моря, восприимчивая девочка впитывала красоту окружающего ее мира. Училась Кашкарова в разных местах - в Ялте, Самаре, Петербурге, и всюду обращала на себя внимание своей большой любовью к рисованию. В 1908 году Зинаида Дмитриевна поступила в Московское Строгановское училище. И вот восемь лет учения. Этот период жизни вспоминает она с большой любовью. - Преподаватели училища сумели привить мне не только любовь к прикладному искусству, но и помогли глубоко изучить его, - говорит Зинаида Дмитриевна. Историю искусств в училище преподавал академик С. В. Ноаковский. Его талантливые лекции учащиеся слушали с большим вниманием. Особое обаяние и ценность лекций заключались в живой иллюстрации каждой темы на рисовальной доске. Огромная художественная культура, верное понимание стиля чувствовались в любом рисунке С. В. Ноаковского. Профессор П. П. Пашков преподавал композицию. Увлеченно говоря о красоте форм и линий в природе, он приучал наблюдать ее, развивая у слушателей вкус и правильное понимание существа декоративного искусства. Натурный класс вел художник Д. А. Щербиновский, ученик П. П. Чистякова. В училище имелись хорошо оборудованные мастерские по двадцати специальностям. В них учащиеся осуществляли в материале свои композиции, осваивали мастерство, технику производства. Зинаида Дмитриевна занималась в двух мастерских: графической и текстильной. Занятия в графической мастерской вел C. С. Голоушев (Сергей Глаголь), неустанно разрабатывающий различные новые графические приемы, увлекая своим примером учащихся. В графической мастерской З. Д. Кашкарова хорошо овладела рисунком. Это чувствуется в ее творческих работах по вышивке. Текстильной мастерской руководил Н. Н. Соболев, который впоследствии стал крупнейшим знатоком русского народного искусства и работал много лет вместе с 3. Д. Кашкаровой в Московском кустарном музее. Преподавали в училище также талантливые архитекторы А. В. Щусев, Ф. Ф. Шехтель, Н. Б. Бакланов и другие. То были годы расцвета Строгановского училища. Работы строгановцев часто экспонировались на различных выставках. В 1911 году на Международной выставке в Турине училищу были присуждены первые награды. Исключительный успех имели его работы, показанные на Киевской выставке в 1913 г. Зинаида Дмитриевна вспоминает интересные экскурсии учащихся в Ростов-Великий, в Петербург, на выставку в Киев, горячее обсуждение всего виденного, споры о направленности искусства. -Защитники реалистического направления в живописи, графике и скульптуре, - рассказывает она, - сражались с поклонниками западноевропейского кубизма и футуризма. Велись дискуссии о декоративно-прикладном искусстве - нужно ли только повторять в изделиях орнамент, созданный русским народом в прошлом, или перерабатывать его в духе модного тогда стиля «модерн». В 1916 году Кашкарова окончила Строгановское училище со званием художника 1-й степени. 10 февраля 1916 года Зинаида Дмитриевна перешагнула порог Кустарного музея Московского губернского земства, который с годами был преобразован в Научно-исследовательский институт художественной промышленности Роспромсовета, и в течение 42 лет работала здесь. Много организационных изменений произошло за это время. Менялась структура учреждения, менялись его названия, но сама суть его - основная задача - оставалась неизменной - содействовать росту, развитию и расцвету народных художественных промыслов. Первые годы в художественном отделе Кустарного музея работало всего только четыре художника: Б. Н. Ланге, К. П. Прусов, E. Г. Теляковский и 3. Д. Кашкарова. Все они окончили Строгановское училище. Кустарный музей был организован Московским губернским земством в 1888 году и находился в доме, принадлежащем известному меценату С. Т. Морозову (в Леонтьевском переулке, ныне улица Станиславского). Первый этаж этого дома был занят под роскошный, богато оформленный магазин. В его залах продавались изделия различных промыслов - игрушечного, деревообделочного, косторезного, подносного, вышивального, кружевного и других. Большие, нарядно украшенные витрины магазина привлекали внимание москвичей, среди которых были постоянные покупатели из числа любителей народного искусства. Магазин посещали также иностранцы, которые с интересом разглядывали и охотно покупали изделия народных умельцев. В верхнем этаже помещался музей. Он состоял из огромного зала и второй, меньшей, так называемой старинной комнаты. Там же помещался кабинет директора и большая светлая комната для художников. В музее всегда было людно. Без должного, быть может, порядка, который принят в настоящее время при экспозиции, но свободно, живописно, красочно и богато здесь показывались изделия кустарей. В старинной комнате было множество талантливо и любовно выполненных расписных и резных прялок, шкатулок, ковшей, секир, саночек и других предметов быта. В свободные минуты директор музея Н. Д. Бартрам проводил с посетителями увлекательные беседы о народном искусстве. Проводили такие беседы и художники. В основном же они занимались творческой работой по созданию рисунков-образцов для кустарей. Каждый художник, смотря по надобности, делал рисунки то для резных деревянных изделий, то для камня, то для росписи. В фондах Музея народного искусства НИИХП до сих пор хранятся некоторые изделия того времени, сделанные по рисункам 3. Д. Кашкаровой. Это лаковые шкатулки в характере федоскинской миниатюры, резьба по кости для Холмогор (нож-закладка), мелкая токарная игрушка для Загорска. Художники музея не только сами создавали новые образцы, но и наблюдали за работой кустарей: просматривали привезенные изделия, отбирали лучшее для продажи и приобретения в музей, беседовали с кустарями, помогали им советом, иногда сами исправляли рисунки и форму изделий. C 1918 года директором Кустарного музея стала художница H. Я. Давыдова, которая еще до Великой Октябрьской социалистической революции много работала по развитию кустарных промыслов. Ею совместно с М. Ф. Якунчиковой была собрана замечательная коллекция русского фарфора, резной кости, вышивок и бисера, которая в настоящее время находится в Музее народного искусства НИИХП. H. Я. Давыдова очень внимательно и любовно относилась к народным традициям. Требовательная к себе и к художникам Кустарного музея, работавшим под ее руководством, она оберегала чистоту народного искусства от всего наносного, модернистического, псевдорусского. Первые годы после революции были очень трудными для нашей молодой Республики Советов. Но и тогда партия и правительство уделяли большое внимание развитию народных промыслов. В 1923 году, сразу же после революции и войны, после разрухи, голода и блокады, в период напряженной работы по восстановлению народного хозяйства в Москве состоялась Всероссийская выставка сельского хозяйства и кустарных художественных промыслов. 3. Д. Кашкарова вместе с тремя другими художниками художественного отдела Кустарного музея напряженно готовилась к ней. Тщательно и с большой любовью подбирали они на выставку лучшие художественные изделия из запасов магазина-музея, создавали новые рисунки для изделий из дерева, камня, для вышивки, которые выполнялись талантливыми кустарями. Выставка вызвала интерес у широкой общественности нашей страны. Кустарно-художественными изделиями заинтересовались и некоторые иностранные торговые фирмы. Они сделали первые небольшие заказы, главным образом на вышивку и кружева. Для нашей страны в те годы развитие внешней торговли было крайне необходимым, она давала средства для восстановления сельского хозяйства и промышленности, приобретения нового оборудования и машин. От вывоза изделий за границу во многом зависело существование ряда самобытных русских промыслов. В связи с ростом художественных промыслов Кустарный музей стал постепенно расширять свою деятельность, но он не мог решить ряда задач по руководству промыслами. Поэтому в 1927 году на базе художественного отдела Кустарного музея была организована Центральная научная опытно-показательная станция ВСНХ (ЦНОПС) со специальным художественно-промышленным отделом, в котором продолжили работу те же четыре художника и в их числе 3. Д. Кашкарова. Но теперь каждый из них стал специализироваться в определенной области народного декоративного искусства. В качестве художника по вышивке, вернее, по женским промыслам, была выделена 3. Д. Кашкарова. «В обязанности художника входит составление рисунков и образцов вышивок, кружев, работ из бисера, строчки и прочих женских рукоделий; консультация кустарей-одиночек и непосредственная работа с ними по изготовлению образцов; руководство экскурсиями и участие в разработке и изготовлении новых образцов к выставкам», - так характеризовалась в штатном расписании ее новая должность. Вышивка и кружево всегда особенно интересовали Зинаиду Дмитриевну. Художницу привлекала красочность народной вышивки, ее глубокая народность, сочная и яркая выразительность, самобытность и жизнерадостность. Зинаиде Дмитриевне нравились поэтические названия мотивов народного орнамента: «денежка», «кирпичики», «жучок», «елочка», которые говорят, откуда брались эти узоры - прекрасная сокровищница народной фантазии, художественного вкуса, наблюдательности. И ей тяжело было видеть, что за годы империалистической и гражданской войны строчевышивальный и кружевной промыслы в большинстве районов совершенно замерли. Хотелось все скорее наладить, вызвать к жизни. Для художника здесь был непочатый край работы. Жизнь нашей страны быстро восстанавливалась, крепла ее экономика, расширялся внешний и внутренний рынок. Развивались и художественные промыслы, Руководство ими требовало к себе все большего и большего внимания. В 1929 году при Центральной научной опытно-показательной станции впервые организуется лаборатория, в обязанности которой входит руководство всеми видами художественных текстильных промыслов: вышивки, кружева, ковроделия, узорного ткачества и набойки. Во главе этой лаборатории встала 3. Д. Кашкарова. Вместе с ней работала молодая художница Н. Орлова и четыре вышивальщицы. В организации работы лаборатории не было никакого опыта, но это не пугало Зинаиду Дмитриевну, а увлекало своей новизной, большими задачами и ответственностью. Кустари-одиночки к 30-м годам почти повсеместно объединились в артели, хотя многие еще продолжали работать на дому. Но в артелях не хватало опытных руководителей, в одной артели часто объединялось производство художественных изделий, изготовление колес, лопат, тут же плели веревки, гнали деготь. Промысловые союзы, руководившие артелями каждой области, мало заботилось о художественных промыслах, плохо снабжали их материалами, в артелях не было художников. Между тем экспортные операции с каждым годом возрастали. увеличилась продажа кустарно-художественных изделий и на внутреннем рынке. Возросли требования и к качеству изделий. Рисунки для экспортных ковров, вышивок, тканей разрабатывали в те годы в большом количестве художники «Коверкустэкспорта», руководимого Е. И. Прибыльской - энтузиасткой своего дела. Неоднократно Прибыльская поднимала вопрос о необходимости повышения квалификации мастеров художественных промыслов. И вот, 11 июня 1930 года Всекопромсоюз принимает решение о проведении двухмесячных централизованных курсов для подготовки инструкторов-производственников строчевышивального промысла. Курсы эти проводились летом 1930 года в г. Шуе Ивановской области. На них собралось от 38 кустпромсоюзов 130 человек, работавших в строчевых и вышивальных артелях. Кашкарову направили туда преподавателем и руководителем практических работ. Вместе с ней выехали сотрудница «Коверкустэкспорта» A. А. Быстрова и представитель Тарусской артели вышивальщиц М. Н. Гумилевская. Нелегко было этому, хотя и дружному, но маленькому коллективу талантливых специалистов вести первые в истории советского вышивального промысла курсы. После занятий они горячо обсуждали план работы на следующий день, изменяли и улучшали его, придумывали, как обойтись без необходимых пособий. Зинаида Дмитриевна и ее товарищи по работе рассказывали мастерам о стилевых особенностях вышивок различных районов, старались привить им любовь к народной вышивке, помогали понять ее красоту. На курсах велись занятия и по составлению новых рисунков, выполнялись в материале эскизы, подготовленные 3. Д. Кашкаровой, а также художниками «Коверкустэкспорта» С. В. Ильинской, E. В. Савковой, В. Т. Барановой. После проведения курсов работа в строчевышивальных артелях стала быстро развиваться. По экспорту кустарно-художественных изделий вышивка заняла одно из первых мест. Во второй пятилетке (1933-1938 гг.) было намечено увеличить экспорт вышитых изделий на 350 % Успешно росли и развивались другие виды художественных промыслов, но по-прежнему в них отсутствовало достаточно квалифицированное художественное руководство. C целью подготовки кадров художников Всекопромсоюз в 1931 году реорганизовал Кустарный техникум в Промышленно-художественный техникум имени Калинина (г. Москва). На базе Центральной научной опытно-показательной станции в этом же году был организован Научно-экспериментальный кустарный институт (НЭКИН), реорганизованный в 1932 году в Институт художественной промышленности. Во вновь организованном институте создаются две лаборатории: одна - вышивки и кружева, другая - разных промыслов. Зинаида Дмитриевна продолжает руководить вышивальным и кружевным промыслами. Вначале она была единственным художником в своей лаборатории. Для проработки ее рисунков в материале в штате лаборатории имелось сначала четыре, а затем десять вышивальщиц. В помощь 3. Д. Кашкаровой для составления рисунков были приглашены внештатные художники, Кроме уже упомянутых выше художников «Коверкустэкспорта», для вышивального промысла стали создавать образцы художники К. Н. Пейч и В. Я. Яковлева. Со временем в лабораторию пришли и первые выпускники строчевышивального и кружевного отделения Московского промышленно-художественного техникума им. Калинина. Это были, тогда совсем еще юные, художники Л. Г. Бегушина, Н. Н. Сапожникова, К. А. Проценко, А. А. Кораблева. Окруженные вниманием и заботой Зинаиды Дмитриевны, они постепенно стали ведущими художниками искусства советской вышивки и кружева. Задачи молодой лаборатории были сложны и разнообразны. 3. Д. Кашкарова всегда считала основным и главным делом лаборатории - восстановление и развитие художественных традиций вышивки и кружева того или иного района, которые во многих местах в значительной степени были уже утрачены. Нередко образцами для вышивок в артелях служили антихудожественные рисунки из старинных журналов «Нива», «Родина» или с оберток для мыла фирмы Брокара. Стремление Кашкаровой к возрождению старинных узоров не всегда находило поддержку со стороны художественной общественности того времени. 30-е годы, особенно их начало, были периодом увлечения неправильно понятой «советской тематикой». Многим тогда казалось, что только тот рисунок для ткани, ковра, вышивки заслуживает название современного, который изображает тракторы, электрические лампочки, шестеренки, подъемные краны и т. д. Художников, создававших подобные рисунки, не пугало, что эти рисунки часто не соответствовали бытовому, чисто утилитарному назначению вещей: наволочки для подушек делали с эмблемами серпа и молота, косоворотку мужской рубашки украшали изображением тракторов. С другой стороны, стремясь сохранить прекрасные традиции народного шитья, художники иногда недостаточно творчески перерабатывали народный орнамент, механически перенося старинные узоры, например, с оплечья рубахи на салфетку, причем эти узоры в новой современной вещи теряли нередко всю свою прелесть. Но постепенно художники лаборатории находили все более и более правильные пути творческого использования вышивки в оформлении современного костюма. Особенно это заметно по изделиям второй половины 30-х годов. В конце 30-х годов значительно сократилась работа на экспорт, артели стали выпускать вышивку и кружево на внутренний рынок. Среди изделий главное место занимали вышитые платья, женское и детское белье, мужские сорочки. Отвечая задачам, вставшим перед вышивальным промыслом, лаборатория института уделяла очень много внимания работе над костюмом. В составе лаборатории появился свой модельер - Л. П. Невская, постоянным консультантом была талантливый художник-модельер М. A. Булашевич - преподаватель Московского художественно-промышленного училища имени Калинина. В лаборатории института ежегодно проводились курсы для обучения работников артели правильному пошиву изделий. Создавая современные модели женских и детских платьев, художники лаборатории стремились сохранять в орнаменте вышивки своеобразие узоров и техники каждого района. Вышивальный и кружевной промыслы могли нормально расти и развиваться только на основе детального изучения и творческого использования местного художественного наследия. Чем больше Зинаида Дмитриевна и художники лаборатории знакомились с народной вышивкой, тем больше их поражала красота, художественная законченность и многообразие ее: красочные рязанские вышивки и сквозные белоснежные горьковские гипюры, драгоценные, черные с серебром вышивки Тамбова и солнечные, яркие смоленские узоры. Изделия каждой области, района, иногда даже малонаселенного пункта имели свои характерные узоры, колорит, виды техники. Зинаиде Дмитриевне хотелось как можно пристальнее изучить все это богатство, запечатлеть его в рисунках, цветных таблицах. Кашкарова возглавила работу по сбору зарисовок вышивок и кружев различных районов, которая в дальнейшем в течение многих лет велась лабораторией института. Выезжая для оказания помощи вышивальным и кружевным союзам и артелям, Зинаида Дмитриевна и художники лаборатории на местах делали зарисовки народной вышивки в местных музеях и у населения. Они изучали и зарисовывали коллекции вышивки и кружев в музеях Москвы и Ленинграда. С целью сбора материала по народному искусству во второй половине 30-х годов проводились комплексные выезды: искусствоведа В. М. Василенко и художника строчевышивальной лаборатории А. М. Зайцевой - в Архангельскую область; художников C. В. Ильинской и Н. Н. Сапожниковой - в Узбекистан; художников Л. Г. Бегушиной и В. Я. Яковлевой --в Белоруссию и т. д. Зинаида Дмитриевна мечтала издать собранный материал. Однако до Великой Отечественной войны ей удалось опубликовать только два альбома по народной вышивке (Узоры вышивки, вып.I, КОИЗ, 1938; Узоры вышивки, вып. II, КОИЗ, 1941) и подготовить к печати книгу - Кружева СССР, Вологда, которая вышла в 1943 г. Среди наиболее ранних работ по вышивке, хранящихся в библиотеке института, имеются и альбомы с образцами различных швов. По ним можно судить, что лаборатория, руководимая 3. Д. Кашкаровой, еще в начале 30-х годов уделяла много внимания технологии выполнения народных швов, нормированию труда, унификации методов оплаты вышивальщиц. В разных промысловых союзах существовали различные методы оплаты труда, пестрота в построении тарифных сеток и часто оплата не зависела от качества и сложности рисунка. После большой подготовительной работы, проделанной лабораторией НИИХП, в 1938 г. на республиканском совещании, проведенном по инициативе института, была принята единая система нормирования труда вышивальщиц. С каждым годом увеличивался объем работы лаборатории института по строчевышивке и кружевоплетению. Кашкарова ставила перед лабораторией все более серьезные задачи, подсказанные жизнью. Постепенно увеличивался и состав лаборатории. В ней появились новые художники, окончившие Московское промышленно-художественное училище, - М. A. Гусева, T. C. Дементьева, Т. А. Дунаева, О. Г. Крысина, Л. С. Филонова, Р. Н. Фисенко. К вновь пришедшим на работу в лабораторию молодым и еще не опытным специалистам Зинаида Дмитриевна относилась тепло, с исключительным вниманием, изучая вкусы каждого, как бы прислушиваясь к внутреннему голосу художника. Давая задания, она всегда выбирала близкую художнику тему. Не меньшую помощь оказывала Зинаида Дмитриевна и народным мастерам. Она часами просиживала с приезжавшими из артелей художниками или мастерами, осторожно и тактично исправляя недостатки их композиций, подсказывала наиболее удачное решение. При этом она старалась помочь художнику выявить и осуществить его замысел, не навязывая ему своего мнения. Вот как вспоминает о Зинаиде Дмитриевне заслуженный деятель искусств М. Н. Гумилевская: «Когда б мы, мастера и художники артелей, ни приезжали в институт, Зинаида Дмитриевна всегда радушно встречала нас. Отложив все свои дела, она усаживала нас рядом с собой, делилась с нами своими планами, расспрашивала о наших планах и делах в артели, советовала и советовалась, предостерегала от ошибок и чуждых влияний, оказывала большую помощь в подборе материала для зарисовок и изучения народной вышивки. Если кому долго не приходилось побывать в Москве, она писала ему деловые письма, интересуясь его работой, не забывая спросить и о здоровье членов семьи. Письма Зинаиды Дмитриевны полны заботы о работе и большого внимания к людям». В 1937 году Зинаида Дмитриевна обратилась к М. Н. Гумилевской с просьбой написать пособие по техническому минимуму для вышивальщиц (до тех пор специальной технологической литературы институт не издавал). Гумилевская сначала упорно отказывалась, боялась, что не справится с этой работой. Зинаида Дмитриевна сама отправилась с М. Н. Гумилевской в издательство, где был подписан договор на издание книги «Строчка и вышивка», которая явилась ценным пособием для работников вышивального промысла. Вышедшая в 1938 г., она в 1953 г. была издана вторично с дополнениями. В работе над первым и вторым изданиями главной советчицей М. Н. Гумилевской была Зинаида Дмитриевна; вместе они обсуждали план пособия, вместе подбирали иллюстрации и т. д. Воспитание художников и мастеров промысла шло разнообразными путями. Проведение курсов, начатое в 1930 г., систематически продолжалось. Зинаида Дмитриевна всегда с волнением ждала приезда курсантов - своих питомцев. Она давала им уроки по композиции, водила в музеи, на выставки, беседовала с каждым о творческих замыслах, стремилась к тому, чтобы ее ученики понимали народное искусство и любили его. Пробуждению творческой инициативы художников артелей, выявлению способных мастериц больше всего способствовали конкурсы на лучший образец по вышивке и кружеву, а также работа по подготовке к выставкам. В предвоенные годы конкурсы проводились в основном только р Шуе, Горьком, Орле, Рязани, Тарусе. Трудно было иногда уговорить мастериц заняться творческой работой. Для них была нова и непривычна мысль о создании своих собственных рисунков. Зинаида Дмитриевна длительно и упорно работала с ними, помогала им поверить в свои силы, прививала любовь к творчеству. Для мастеров подготовка к конкурсу превращалась в настоящий праздник народного творчества. Каждый стремился сделать работу как можно лучше, вкладывал в произведение все свои силы и способности. Еще более напряженная творческая работа велась при подготовке к выставкам: Парижской - 1937 г., 20-летия Октября 1938 г., Нью-Йоркской - 1939 г. В результате этой работы на выставках появились очень интересные произведения декоративно-прикладного искусства, созданные мастерицами-вышивальщицами, такие, например, как скатерть 3. П. Дубровиной «11 звезд» или детское покрывало талантливой мстёрской вышивальщицы Т. М. Дмитриевой-Шульпиной. Зинаида Дмитриевна Кашкарова не только руководила работой мастеров и художников, но и непрерывно старалась пополнять свои знания - занималась вечерами рисунком в студии художника Ф. И. Рерберга, состояла слушателем Изо-полит-университета и, насколько ей позволяло время, работала творчески. Ее работы демонстрировались на Всероссийской выставке сельского хозяйства и кустарной промышленности 1923 года, на выставке в Монц-Милане в 1927 г. и были отмечены дипломами. На юбилейной выставке искусства народов СССР в 1929 г. Зинаида Дмитриевна получила похвальный лист. С неизменным успехом участвовала 3. Д. Кашкарова и в ряде последующих отечественных и международных выставок. Творческие искания З. Д. Кашкаровой всегда были направлены на наиболее трудный, забытый участок. Таким был, например, золотошвейный помысел в г. Торжке. Существовавшая в этом городе артель имени 8-го Марта долгое время занималась только вышивкой знаков различия для военнослужащих Советской Армии и Флота. Традиции старинного художественного золотого шитья сохранились лишь в работах учащихся Торжокской профтехшколы. Зинаида Дмитриевна неоднократно пытается создать образцы изделий с золотым шитьем, которые смогли бы войти в наш быт. Она работает над эскизами декоративных подушек, поясов с красивой отделкой, дамских сумок, бюваров. В этих изделиях художница применяет разнообразные приемы золотого шитья - выпуклый и плоский, с обводкой из витого шнурка, с петельками и т. д.; умело использует в рисунках орнаментальные мотивы старинного золотого шитья, а также создает совершенно новые узоры, в которых растительный орнамент органически сочетается с геометрическим. На международной выставке в Нью-Йорке Кашкарова показала два спортивных комплекта, состоящих из замшевых шапочек и рукавичек в характере национального искусства народов Дальнего Востока. Шапочка выполнена из белой и черной замши и оторочена по краю узкой полоской пушистого собольего меха. На черной замше красиво выделяется легкий спиралевидный узор, вышитый золотом «по веревочке». Варежки сделаны в том же характере, что и шапочка, но вышиты гладью цветным шелком. Эти очень оригинальные, сделанные с большим вкусом вещи получили высокую оценку на выставке. Они не кажутся устаревшими и сейчас, хотя были созданы более 20 лет назад. Во время Великой Отечественной войны Зинаида Дмитриевна оставалась в Москве и переживала вместе с институтом все невзгоды военных лет. Чтобы сохранить на время войны кадры художников-специалистов строчевышивальной лаборатории, она организовала выработку кисетов для воинов Советской Армии по заказу Военторга. Художники получали бракованный лоскут, красили его, раскраивали, наносили по трафарету масляной краской рисунок и надпись «Привет из Москвы», сами сшивали кисеты и передавали их Военторгv. Не одно теплое, благодарное письмо пришло с фронта в лабораторию от воинов Советской Армии, а в газете «Вечерняя Москва» была помещена об этой работе очень сердечная заметка под заголовком «Привет из Москвы». В это же время лаборатория непрерывно поддерживала связь с артелями. Зинаида Дмитриевна старалась всячески удержать на работе кадры специалистов, не давая разрушиться, распасться сложившимся связям, поддерживая их и помогая преодолевать трудности. И все же за годы войны творческая работа промыслов в значительной степени заглохла. Многие артели, находившиеся в зоне оккупации, перестали существовать. С целью оживления работы промыслов в 1945 -1946 гг. проводился республиканский конкурс в Москве на лучшие образцы строчевышитых и кружевных изделий. Конкурс показал, что напряженная работа института, проводимая в течение ряда лет с союзами и артелями, не пропала даром. Лаборатория института в короткий срок смогла воодушевить и мобилизовать на участие в конкурсе большинство союзов и артелей. На конкурсе были представлены разнообразные виды вышивки и кружев РСФСР. Готовясь к выставке-конкурсу как художница, Зинаида Дмитриевна ставит перед собой задачу - помочь наиболее отстающим районам по вышивке, создав для них образцы современных изделий. В Марийской АССР, например, в период войны прекратилось производство вышитых изделий с национальным орнаментом. Чтобы вновь вызвать к жизни это замечательное искусство, Зинаида Дмитриевна создала комплект изделий - скатерть, портьеру, подушку. Орнамент этого комплекта состоит из сочетания простых геометрических форм, очень ритмичных и выразительных. Одни и те же мотивы орнамента повторяются на всех трех изделиях, но на каждом из них решаются по-разному. Плотные тяжелые полосы, идущие в мерном спокойном ритме, подчеркивают низ занавеса. Для скатерти художник находит оригинальное решение, располагая по ее середине сдвоенную полосу орнамента. Подушка почти вся покрыта густой ковровой вышивкой. Строгость композиции орнамента этих изделий гармонирует с их колоритом, выдержанным в благородной и строгой красновато-коричневатой гамме цветов, характерной для национального искусства марийцев. Помимо своих композиционных достоинств, эта работа интересна и тем, что в ней художник несколько изменяет технику народной вышивки, упрощая швы и делая их менее трудоемкими. Много внимания уделяла 3. Д. Кашкарова Торжокскому золотошвейному промыслу, который всегда был для нее одним из любимых. Она создает ряд рисунков для бюваров, настольных календарей, папок (рис. 5 и 6). Среди них большим изяществом и тонкостью своего орнамента особенно выделяется бювар с птицами, которые легко и непринужденно вписаны в ветви условно решенного дерева. Вся композиция подчинена единому ритмулегких и плавных, как бы певучих, линий, в ней хорошо угадано соотношение орнамента и фона. Над орнаментом золотого шитья при постоянной консультации Кашкаровой много работают в это время и художники лаборатории института, а также ученицы Торжокской профтехшколы. Большую помощь в развитии золотошвейного дела Торжку оказывала искусствовед института Л. И. Воронова, долго и упорно изучавшая историю золотого шитья в России. Готовясь к конкурсу, Зинаида Дмитриевна работала еще над покрывалом для машинной вышивки, применяя совершенно новый для этого вида изделий орнамент и новые технические приемы. Машинная вышивка стала развиваться в артелях РСФСР наряду с ручной еще во второй половине 30-х годов. Художественное качество этой вышивки тогда было очень низким. Характер ее рисунков сложился в начале ХX века под влиянием ручной вышивки «ришелье» и нес в себе самые отрицательные черты стиля «модерн», господствовавшего в то время. Для орнамента в стиле «модерн» характерны непонятно изогнутые линии и завитки на длинных переплетенных стеблях, отсутствие связи рисунка с украшаемой тканью. Наблюдая, как быстро распространяется машинная вышивка, заполняя очень скверными изделиями прилавки магазинов, Кашкарова поставила перед собой цель - улучшить качество рисунков. Эта работа была начата ею еще до Великой Отечественной войны. Неизменным помощником института в освоении новых рисунков машинной вышивки с хорошо построенными растительными и геометрическими узорами и в разработке улучшенной технологии была в течение многих лет саратовская артель «Вышивка» во главе с ее художественным руководителем П. И. Бобрович. За высокое художественное и техническое качество изделий с машинной вышивкой в 1950 г. эта артель была удостоена диплома I степени. Она стала своеобразной показательной школой, куда приезжают учиться мастера из других артелей. C благодарностью вспоминают саратовцы Зинаиду Дмитриевну - своих успехов они добились благодаря ее глубокому вниманию и заботе. Большую роль в пропаганде новых, качественных рисунков по машинной вышивке сыграли пособия, подготовленные строчевышивальной лабораторией института и издаваемые КОИЗом. Много художников вышивального и кружевного промыслов воспитала Зинаида Дмитриевна. Среди них: Н. М. Жигунова, В.Н. Носкова, П. И. Бобрович, Е. И. Ефремова, В. В. Грумкова, B. Д. Веселова, М. Н. Груничева и многие другие, с которыми 3. Д. Кашкарова щедро делилась своими творческими замыслами и помогала им создавать новые композиции. «Только благодаря горячему участию института, помощи, оказанной на местах неутомимой Зинаидой Дмитриевной, люди поднимаются так быстро», - сказала на одном из республиканских совещаний В. Н. Носкова - художник мстёрской артели имени Крупской. Энергичный организатор, хороший руководитель лаборатории и прекрасный педагог, Зинаида Дмитриевна своим умелым подходом к людям объединила всех работающих с ней в мощный коллектив творческих работников. О том, насколько зрелыми художниками стали воспитанники Зинаиды Дмитриевны, свидетельствуют их работы на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства, организуемых после войны в нашей стране и за границей. Строчевышитые и кружевные изделия на этих выставках заняли достойное место, показав высокое мастерство вышивальщиц и многогранность искусства советской вышивки разных районов. Наряду с изделиями бытового назначения на этих выставках демонстрировались значительные произведения на современные темы, проникнутые глубоким идейным содержанием. Уже на первой после войны выставке конкурсных работ появились произведения Н. Н. Сапожниковой и В. Н. Носковой на тему «Салют», созданные под впечатлением побед нашей армии над фашистскими полчищами. Особенно много работ на современную тематику было выполнено к выставке в честь 30-летия Октября. Ряд тематических произведений создан художниками также к 30-летию Советской Армии, 800-летию Москвы, к 40-летию Советской власти, к 300-летию воссоединения Украины с Россией. В своих произведениях художники воспевают дружбу советских народов, героическую победоносную армию, прославляют плодородие родных полей, отражают красоту родной природы. Но какую бы тему ни брали художники, она всегда решается в традициях искусства вышивки и кружева данного района, с использованием местного орнамента и технических приемов. В тематических произведениях проявляется с особой яркостью не только идейная целеустремленность художников и мастеров, но и рост профессионального мастерства: умение выбрать тему и сюжет, решить композиционный план, достичь органической взаимосвязи всех компонентов композиции, найти хорошие пропорции и ритмы, сгармонировать колорит. Зинаида Дмитриевна Кашкарова, так же как и другие художники, горячо откликается на замечательные события в жизни нашей страны. К 800-летию родной столицы она создала панно «Золотая моя Москва». Композиция выполнена на красновато-коричневой замше золотым шитьем, что придает ей особую праздничность и торжественность. На этом панно, проникнутом тонким лирическим чувством, архитектурные памятники Москвы вписаны в легкий изящный растительный орнамент, отражающий столь любимую художником природу Подмосковья. В центре композиции художник поместил часть Кремля со Спасской башней, в верхних углах -- здание библиотеки имени В. И. Ленина и Театр Советской Армии. Архитектура трактована очень условно, что достигается применением разнообразных узорных швов. Золотошвеи внесли свое творческое понимание в замысел автора, чувство в подборе оттенков золота, безупречную технику выполнения. Всеобщее внимание привлекало панно на выставке декоративного искусства 1947 г. Затем в числе лучших экспонатов оно было направлено в Париж, на выставку, организованную Антифашистским комитетом женщин, и оставлено во Франции как подарок от женщин нашей страны. K 30-летию Советской Армии 3. Д. Кашкарова делает панно «Армии Советской Слава». Оно торжественно и монументально, строго и лаконично по своей композиции. В центре его помещен выразительно переданный в технике золотого шитья большой орден Победы, от которого в разные стороны идут лучи, составленные из маленьких пятиконечных звездочек. Орден Победы как бы сторожат винтовки, расположенные по бокам панно, перевитые дубовыми и лавровыми гирляндами. После показа на выставке декоративно-прикладного искусства в 1950 г. это панно было передано советской делегацией в дар китайскому народу. Личное участие 3. Д. Кашкаровой во всех организуемых выставках несомненно способствовало творческому росту возглавляемого ею коллектива. Одновременно с подготовкой изделий к выставкам продолжалась повседневная работа лаборатории, руководимой Кашкаровой. Горячее участие в работе принимал профессор П. П. Пашков, бывший учитель Зинаиды Дмитриевны в Строгановском училище, а теперь неизменный консультант художников лаборатории и работников артелей. Большая эрудиция, глубокое знание мирового искусства и незаурядный талант художника позволяли Пашкову сразу заметить в обсуждаемом эскизе самое существенное, поддержать эскиз, если он этого заслуживал, или, наоборот, подвергнуть его строгой и справедливой критике. Он никогда не мирился с фальшью в искусстве, с неискренними, надуманными, не от души идущими мотивами и образами. Советы и консультации П. П. Пашкова помогли формированию многих художников. Художники лаборатории, количество которых после войны значительно увеличилось, создавали образцы массовых изделий для наиболее отсталых районов, проводили курсы, семинары, готовили различные пособия и продолжали собирать зарисовки и создавать альбомы с цветными таблицами по вышивке и кружеву различных районов. Результатом многолетней напряженной работы по сбору материала явились 60 альбомов зарисовок образцов вышивки и кружева различных районов РСФСР с подробными аннотациями и вступительными статьями. Большинство из этих статей было написано В. Я. Яковлевой - неутомимым исследователем народной вышивки, впервые сумевшим выявить характерные особенности узоров каждой области. В работе по сбору и изучению народной вышивки и кружева большое участие принимали также искусствоведы Л. И. Воронова и Е. И. Прибыльская, а позднее - старший научный сотрудник лаборатории И. П. Работнова. Прекрасно оформленные альбомы, наглядно демонстрирующие орнаментальное богатство вышивки и кружева различных областей РСФСР, - одно из сокровищ библиотеки института; они служат ценным пособием для художников и мастеров артелей. Эти материалы дают возможность на их основе создавать новые, красивые изделия, подсказывают интересные мысли не только художникам по вышивке и кружеву, но и работающим в других видах прикладного искусства. Многие из этих альбомов в настоящее время опубликованы. Большим событием в жизни строчевышивального и кружевного промыслов явилась Всемирная выставка 1958 г. в Брюсселе. Вышитые и кружевные изделия пользовались на этой выставке огромным успехом. Посетителей восхищали большие яркие декоративные занавесы и скатерти рязанской художницы В. В. Грумковой, подарочные полотенца и диванные подушки со сказочными птицами-павами и диковинными цветущими кустами – тарусских мастериц. Толпы народа подолгу любовались скатертью Л. С. Филоновой, сверкающей золотым узором, вышитым по зеленому сукну. Но самый большой успех имели на выставке кружевные занавесы A. А. Кораблевой, особенно занавес «Русские мотивы», в котором свое новое, современное воплощение нашли замечательные старинные узоры вологодского кружева. Художники лаборатории и артелей, готовясь к выставке, стремились наиболее полно и со всей искренностью раскрыть в своих произведениях сокровища местного народного искусства. Международное жюри Брюссельской выставки высоко оценило показанные на ней изделия художественных промыслов РСФСР. Из 47 наград, полученных всеми видами промыслов, 16 были присуждены за вышивку и кружева. Высшую награду -- гран-при получила художник строчевышивальной и кружевной лаборатории института А. А. Кораблева; почетным дипломом была удостоена художник лаборатории К. А. Проценко; золотые и серебряные медали были вручены художникам М. Н. Гумилевской, В. В. Грумковой, Л. Г. Бегушиной, Л. С. Филоновой, З. И. Бондаренко. Кроме того, золотыми и серебряными медалями были отмечены успехи целых коллективов вышивальщиц и кружевниц ряда областей: Вологодской, Елецкой, Горьковской, Рязанской, Новгородской, Ивановской и артелей Саратовской и Мстёрской. Это был праздник орнаментального народного искусства. 3. Д. Кашкарова испытывала большое удовлетворение от того, что посеянные ею семена дали столь обильный и полноценный урожай. - Как радуют меня эти необычайные, невиданно-прекрасные вещи, - говорит Зинаида Дмитриевна. - Когда-то начинать мне приходилось одной, а теперь выросли крепкие кадры художников и в лаборатории института, и в артелях. Люди выросли на моих глазах, у них есть вкус и любовь к народному искусству. Художники декоративной секции МОССХа, членом которой является Зинаида Дмитриевна, в поднесенном ей адресе справедливо сравнивают ее с капитаном на вахте, достойно справлявшимся со всеми трудностями. «Мы гордимся тем, что в наших рядах есть такой человек, который с энтузиазмом, терпением и любовью руководил на протяжении 42-х лет таким большим участком народного искусства, как декоративный текстиль». Воспитание кадров художников, создание большого, сильного коллектива лаборатории института - одна из главных заслуг 3. Д. Кашкаровой. Большую, многогранную, разностороннюю работу вела Зинаида Дмитриевна в художественных промыслах. Взыскательность к своему труду, безграничная любовь и преданность своему делу снискали ей всеобщее признание и уважение. Своей деятельностью 3. Д. Кашкарова показала, что высокий долг советского художника заключается в том, чтобы все свое творческое умение, всю силу сердца и ума отдавать на службу народу - нести людям радость искусства. Информация из: Козырева В.А. Зинаида Дмитриевна Кашкарова. М., 1960 В Книге Почета НИИХП от 22 марта 1966 г. «За беззаветное служение народному декоративному искусству, которому отдала всю свою жизнь, проработав около 45 лет в Институте и в Музее кустарных промыслов, на базе которого был создан Институт».