Вернуться
Прибыльская Евгения Ивановна, искусствовед, художник
Прибыльская Евгения Ивановна, искусствовед, художник
Персоналия
Прибыльская Евгения Ивановна
Годы жизни
06.01.1878 - 04.01.1949
Вид деятельности
искусствовед  
художник  
Биография
Художник и искусствовед. Автор рисунков для вышивок, тканых изделий, костюмов. Окончила Киевское училище живописи. С 1910 г. работала по организации художественных промыслов на Украине. С 1922 г. вела аналогичную работу в Москве. Начала свою художественную деятельность как пейзажист. С 1910 г. руководила ковровой и вышивальной мастерскими в с. Скопцы Полтавской губ. Изделия из этих мастерских, выполненные по рис. Прибыльской, с успехом демонстрировались на 2-й Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 г. Ученицами Прибыльской в Скопцах были известные мастера украинской росписи Ганна Собачко и Наталия Вовк. В 1916 г. организует мастерские в Черновицах и других районах Галиции и Буковины, одновременно коллекционируя образцы местного народного ткачества и вышивки. (Эту коллекцию передала Гос.Историческому музею и музею Этнографии СССР). После 1917 г. открывает в Полтаве школу женских художественных промыслов. С 1922 г. ведет большую работу в Москве по организации выставок кустарной промышленности в нашей стране и за границей и принимает участие в создании Центральной опытно-показательной станции ВСНХ, впоследствии преобразованной в Институт художественной промышленности. С 1929 г. - главный художник и эксперт объединения "Коверкустэкспорт". Автор многих рисунков для ковров, тканей и вышивок. Опираясь в своей работе на народные мотивы, Прибыльская отдает в то же время некоторую дань модерну и конструктивизму. В 1939-1941 гг. работает над проектом оформления Украинского павильона на ВСХВ, а в 1940 г. создает проект занавеса для театра Красной Армии. В последние годы своей жизни Прибыльская занялась исследованием русского кружева и написала несколько статей: «Русское народное кружево», «Елецкое кружево», «Вологодское кружево», «Кировское кружево», «Михайловское кружево». Часть из этих работ была издана. Информация из: За производство высококачественного художественно-кустарного текстиля. Внешторгиздат, М.-Л., 1935; Кружева СССР. Кировское кружево, статья к альбому, КОИЗ, М., 1948; "Художественные промыслы РСФСР", КОИЗ, М., 1950, ст. Л.И. Воробьевой "Евгения Ивановна Прибыльская"; Работнова, Вышивка, 1957. Е.И. Прибыльская, консультант Музея народного искусства. Информация из: Иванова Н.Н. О создании Музея народного искусства. Сборник трудов. Выпуск № 5, 1972 г. К восстановлению промыслов утраченных в годы Великой Отечественной войны НИИХП привлек видных искусствоведов и художников: А.А. Федорова-Давыдова, Г.В. Жидкова, М.А. Ильина, П.П. Пашкова, А.Б. Салтыкова, Е.И. Прибыльскую, В.М. Василенко, З.Д. Кашкарову, Н.Н. Соболева, С.М. Темерина. Информация из: Большова С.И. Художественные помыслы времени Великой Отечественной войны и второй половины 1940-х годов. Сборник трудов. Выпуск № 31, 1991 г. Творчесқий путь Евгении Ивановны Прибыльской многосторонен и разнообразен. Художник, организатор, исследователь, педагог, оформитель, собиратель предметов народного искусства - в каждой из этих областей она являлась энтузиастом, непрерывно искавшим новые формы в искусстве, новые методы изучения. Начав свою жизнь художника в качестве пейзажиста, она быстро уходит с этого пути. Знакомство с работами группы художников (Е. Поленовой, М. Нестерова и др.), с увлечением изучавших русское крестьянское искусство, вызывает у Евгении Ивановны глубокий интерес к орнаменту, к народной вышивке. Киевское училище живописи, где в это время (1905-1907 годы) училась Евгения Ивановна, не уделяло внимания народному искусству. Художница самостоятельно начинает изучать творчество крестьян Украины. Ее пленяют самые материалы, из которых народ создает свои совершенные декоративные произведения. Простой домотканный холст, с его зернистой поверхностью, льняная нитка, шерсть, спряденная на узорной прялке, благородные тона растительных красок, богатые узорные швы - «все это были отправные точки, - говорила сама художница, - от которых началась моя работа, поддержанная всем богатством народного искусства, которым полна Украина, начиная от музеев до костюма дивчины». Работы Е. И. Прибыльской привлекли внимание художественной общественности Киева. В 1910 году она получила приглашение занять место художественного руководителя кустарного пункта в селе Скопцы, Полтавской губернии. Здесь Евгения Ивановна организует мастерскую ковроткачества и вышивки, сама раздает материалы кустарям-надомницам, создает композиции для ковров и вышивок, выполняемых мастерицами под ее личным наблюдением. Вторая Всероссийская кустарная выставка, открытая в 1913 году в Петербурге, приносит большой успех художнице: экспонаты кустарного пункта в Скопцах — ковры и вышивка получают большую серебряную медаль. Осенью того же года она экспонирует на сельскохозяйственной выставке в Киеве новые ковры и панно. Композиция и цветовые решения этих вещей шли от художественных традиций крестьянского искусства Украины - вышивок и ткачества. В отличие от «потушенных» тонов «панской» вышивки XVIII века, господствовавших в художественных кустарных изделиях земства, экспонаты Е. И. Прибыльской отличались смелостью цветовых сочетаний, строгой выдержанностью орнамента в его характерных народных формах, своеобразно претворенных художницей с большей динамичностью, чем это свойственно старинной орнаментике Украины. Присуждение большой золотой медали экспонатам пункта убеждает художницу в правильности избранного ею пути. Окруженная в мастерской талантливой крестьянской молодежью, Евгения Ивановна своим примером, любовным чутким отношением воспитывает в юношах и девушках преданность искусству, помогает многим из них найти свой путь. Пятнадцатилетняя Ганна Собачко свободно творит свои красочные, фантастические цветы. Способности тонкого колориста обнаруживает будущий мастер народного искусства Наталия Вовк. Постоянное общение с молодежью, вышедшей из народа, дает художнице источник для углубленного понимания народного орнамента, его ритма и красочности. Евгения Ивановна, стремясь связать украинский орнамент с современностью, изучает узоры в Киевском музее. На выставке «Современное декоративное искусство», открытой в Москве в 1915 году, экспонируются ее ковры и ткани, в которых, в новой трактовке исконных народных форм, она создает композиции, насыщенные стремительным движением, тесно связанные с современным интерьером. В отзывах виднейших художественных критиков того времени о работах Е. И. Прибыльской, представленных на выставке, отмечается, как большое достоинство, их связь с народным искусством. К тому времени влияние империалистической войны сказывается внутри страны все с большей силой; художественная жизнь затихает. Кустарный пункт в Скопцах закрывается, и Евгения Ивановна отдает всю свою кипучую энергию общественной деятельности. В 1916 году она берет на себя руководство отрядом трудовой помощи населению Галиции и Буковины, разоренному войной. Она организует в Черновицах ковровую и вышивальную мастерские, для которых руководимая ею группа художников создает композиции ковров, панно, бытовых вещей, на основе изучения народного ткачества и вышивок Галиции и Буковины. Кроме мастерских в Черновицах, Е. И. Прибыльская организует десять ткацких, вышивальных и пошивочных мастерских в районах. Она постоянно объезжает эти мастерские, следит за работами, ведет сложную, в условиях близости фронта, организационную работу и все же находит время для творчества: создает композиции для ковров, дорожек, платьев. Одновременно она руководит сбором коллекций вышивок и ткачества среди местного населения. В 1917 году коллекции были выставлены в Москве и переданы Историческому музею и Музею этнографии. Работа отряда трудовой помощи нашла свое отражение в книге «Искусство Галиции и Буковины», являющейся коллективным трудом художников отряда. После Великой Октябрьской социалистической революции Е.И. Прибыльская возвращается в Полтаву и организует школу женских художественных промыслов. Она — директор школы и одновременно заведует художественной секцией кустпрома при Совнархозе. В 1922 году Евгения Ивановна переезжает в Москву. Она читает доклады о народном искусстве, оформляет выставку художественной промышленности, участвует в оформлении павильона кустарной промышленности на первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, в техникуме кустарной промышленности ведет класс композиции по ткани. Оставаясь верной любимому народному искусству, Е. И. Прибыльская все же отдала некоторую дань одному из модных течений в искусстве того времени - конструктивизму. Ткань «Винт и ремни» служит примером этого краткого периода в ее творчестве. E. И. Прибыльская широко пропагандирует необходимость тесной связи кустарной промышленности с подлинным современным народным искусством; она выступает с докладами на эту тему, пишет статьи и заметки в «Вестнике промкооперации» и в «Красной ниве». То был период, когда наш экспорт художественно-кустарных изделий за границу становился все более значительным. E. И. Прибыльская считает особенно важным для экспорта создавать вещи, которые отражали бы наше национальное народное искусство во всем его своеобразии и красоте. С этой целью она предлагает Комитету по заграничным выставкам организовать выставку народного творчества: вышивок различных районов РСФСР, богородской и вятской игрушки, папье-маше, рисунков крестьян Украины. Первая такая выставка открывается при участии Е. И. Прибыльской нашим торгпредством в Берлине. Выставка пользуется огромным успехом и, по приглашению Дрезденского музея декоративных искусств, переносится в Дрезден, затем в Мюнхен. В 1925 году Е. И. Прибыльская оформляет кустарный отдел павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже. Изделия нашей кустарной промышленности получают пять высших наград. Пятью дипломами награждает выставочный комитет тлично Е. И. Прибыльскую. В начале 1927 года организуется выставка современного крестьянского искусства, на которой долгие годы собиравшиеся E. И. Прибыльской рисунки крестьян занимали значительное место. К знаменательной дате 10-летия Октября развертывается большая выставка в залах Нескучного дворца. На ней были представлены все виды кустарной промышленности РСФСР и Украины. Все работы по подготовке этой выставки проходили при непосредственном активном участии Е. И. Прибыльской. 1928 год начинается для Е. И. Прибыльской работой для выставки «Кустарная ткань в современном женском костюме». Она представляет сюда, совместно с Ламановой, модели платьев с вышивкой и купоны для тканных платьев, сработанные по ее эскизам в Решетиловке; в том же году на выставке «Бытовой советский текстиль» она выставляет проекты шарфов, тканей и выполненные в материале блузки, тканное платье, ковер. Композиция ковра построена на основе народных украинских орнаментов, творчески переработанных. Начиная с 1929 года, Е. И. Прибыльская в течение восьми лет ведет сложную работу в объединении «Коверкустэкспорт» - в отделе текстильных изделий, как главный художник и эксперт. По ее инициативе создается лаборатория при Институте художественной промышленности, где молодые художники С.B. Ильинская, 3.Д. Кашкарова, Е.В. Савкова, В.И. Полякова, М.С. Назаревская и другие зарисовывают образцы народной вышивки различныхрайонов РСФСР, создают самостоятельные композиции для ковров, столового белья, платьев, для оформления интерьеров; здесь же производится изучение технических приемов народной вышивки. Сама Е.И. Прибыльская также создает рисунки и выполняет их на производстве. Здоровье Е.И. Прибыльской начинает ухудшаться. Врачи настаивают, чтобы она оставила работу, требующую большого напряжения. В 1934 году Евгения Ивановна переходит на работу в Научно-исследовательский институт художественной промышленности в качестве консультанта строче-вышивальной лаборатории и члена художественного совета. Работая в институте, Прибыльская обследует художественные текстильные промыслы Украины - ковроткацкие и строче-вышивальные артели. Результатом этого обследования явился не только отчет, дающий полную картину состояния художественных промыслов Украины, но и монография «Ковры Украины и Молдавии». В эти же годы (1939 -1940) Е. И. Прибыльская создает проекты для оформления стен павильона Украинской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. По этим проектам вышивают панно для стен павильона; панно выполнены разнообразными швами, типичными для украинских полотенец (рушников). Букеты из различных фруктов, ягод, цветов, символизирующих плодородие украинской земли составляют содержание композиций панно. Крупнейшей творческой работой Евгении Ивановны в 1940 году является созданный ею занавес для Центрального театра Красной Армии. В последние годы жизни Е. И. Прибыльская написала ряд статей по заданию Института художественной промышленности: «Русское народное кружево», «Вологодское кружево», «Кировское кружево», «Михайловское кружево», «Елецкое кружево». В них даны обобщающие искусствоведческие характеристики стилевых особенностей, свойственных каждому району. Ее золотошвейная работа - бювар на тему «Хлеб» — экспонировалась на выставке художественного фонда в 1947 году. Смерть помешала художнице закончить панно-стяг, посвященное теме «Қомсомол». Центр композиции занимает статуя «Рабочий и колхозница» скульптора В.И. Мухиной, цветущие деревья скрывают ее основание. По обе стороны в кайме помещены гербы Советских республик. Панно-стяг исполнено в радостных, светлых тонах. Над этим произведением Евгения Ивановна работала последние годы, уже будучи тяжело больной. Творческий путь художницы Е. И. Прибыльской озарен светом ее великой любви к социалистической Родине, к народному искусству, к жизни, к людям. Информация из: Л.И. Воронова. Евгения Ивановна Прибыльская (Путь художника)