В 1949 году окончила МХПУ им. Калинина.
С 1949 году работала в НИИХП художницей по коврам.
Известна как автор орнаментальных ковровых композиций. Ст. художник ковровой лаборатории НИИХП (по сост. на 1972 г.)
Принимала участие в экспедиции НИИХП в Дагестанскую АССР в августе-сентябре 1969 г. (Дахадаевский, Кайтагский, Табасаранский районы Дагестана); в октябре-ноябре 1970 г. (Южные районы Дагестана: Ахтынский, Рутульский, Хивский, с заездом в с. Кубачи Дахадаевского района); в сентябре-октябре 1971 г. (Акушинский, Кулинский, Агульский, Лакский районы, западная часть Дахадаевского района, частично Хасавюртовский район); в марте-апреле 1972 г. (Гунибский, Чародинский, Унцукульский, Каратинский, Хунзакский, Советский, Тляратинский районы).
Информация из: Яковлева. Русские ковры, 1959; Чирков. Проведение научной экспедиции по изучению современного состояния…, 1972 (рук.)
Художник научно-исследовательской лаборатории художественного ткачества, росписи тканей и ковров.
Информация из: НИИХП. 60 лет. Справка-доклад. М., 1992
Автор ковра «Сенокос», предназначенного для холла гостиницы «Россия».
Информация из: Отчет по теме № Х-2-66. Создание национальных сюжетно-тематических сувениров и высокохудожественных произведений декоративного искусства. М., 1967 (машинопись)
Участница экспедиций на Урал с 1961 г. по 1972 г.
Информация из: Сборник трудов. Выпуск № 9, 1979 г.
З.А. Пучкова, Л.И. Беляева, художницы НИИХП, оказали влияние на кабардинское ковроделие.
Информация из: Сборник трудов. Выпуск № 17, 1984 г.
З. Пучкова и Э. Демюр, художники НИИХП, с начала 1950-х гг. стали работать над поиском собственного художественного почерка продукции фабрики «Горянка», опираясь на традиции кабардинского и балкарского орнамента. В дальнейшем эту работу продолжил главный художник фабрики П. Беляева.
Информация из: Мальбахов Б.Х. Искусство народных художественных промыслов в национальной культуре Кабардино-Балкарии. Сборник трудов. Выпуск № 23, 1987 г.
Внесена в Книгу Почета НИИХП 22 марта 1966 г. «За создание высокохудожественных образцов ковров и ковровых изделий, которые удостаивались дипломов и премий на отечественных выставках и сыграли положительную роль в развитии ручного ковроделия, за оказание квалифицированной помощи мастерам и художникам промысла».
Проводила большую работу по созданию современного ковроделия Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Бурятской АССР, Алтая, Курска, Тюмени, Кургана. Наиболее известные ковры: «Охота» для Курганской области, «Золотые цветы» для Тюмени, «Мерцающие звезды» и «Дороги Осетии» для Северной Осетии, «Солнечные блики», «Сбор фруктов» для Кабардино-Балкарии», «Птички» для Пензы. Участница многих отечественных и международных выставок с 1951 г. Ковер «Охота» отмечен Почетным дипломом Всемирной выставки в Брюсселе(1958 г.). На Всероссийском смотре-выставке народных художественных промыслов ей присвоен диплом I степени. Ковры «Охота», «Пионы», «Золотые цветы» «Дороги Осетии», «Солнечные блики», «Птицы» хранятся в МНИ НИИХП.
Информация из: Н.С. Королева. Отчет по теме № 17-А // Словарь мастеров художественных промыслов, т. 2224, 1961 (машинопись)
Читать далее