Вернуться
Соколов Владимир Иванович, художник
Соколов Владимир Иванович, художник
Персоналия
Соколов Владимир Иванович
Годы жизни
Вид деятельности
художник  
Биография
Художник, воспитанник Московского училища живописи. С 1902 года руководил Сергиевскими мастерскими Московского губернского земства. В 1913 году возглавил в Сергиеве-Посаде кооперативную артель, выпускавшую художественные изделия и игрушки (впоследствии артель им. РККА). После революции был художественным руководителем артели и ведущим преподавателем профтехшколы. В 30-х годах создал свои лучшие композиции – шкатулки с росписью: «Сельская школа в Загорске», «Агитатор в деревне», «Летняя ярмарка в Загорске», «Зимняя ярмарка в Загорске», «Лесорубы», «Пионеры в лесу», «Демонстрация в Загорске». Информация из: Вишневская, Каплан. Русская народная резьба и роспись по дереву, 1956 – художник, ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, воспитанник и последователь И.И. Левитана, живописец и график. Сыграл значительную роль в работе Сергиевской мастерской. В 1903 году приезжает в Сергиев Посад. Художник сумел оценить и привлечь к себе крестьян-кустарей – резчиков, столяров, расписчиков. По свидетельству Н.Д. Бартрама, В.И. Соколову «удалось настолько улучшить качество кустарного производства и в резьбе, и в росписи, что эти производства получили славу и признание не только у нас, но и за границей. Деятельность В.И. Соколова в кустарном деле центрального промышленного района не имеет себе другого подобного примера». Информация из: Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву, 1979 Владимир Иванович Соколов родился 30 августа 1872 года в селе Абакумово, Рыбинского уезда, Ярославской губернии. Семья Соколовых занимала небольшой деревянный домик, расположенный на высоком живописном берегу реки Шексны, притока Волги, где и проходило детство будущего художника. Чуткий к красотам родной природы, очень рано выявивший свое живописное дарование, юный Соколов глубоко проникся здесь лирическим настроением любования русским пейзажем, которое навевали на будущего художника широкие просторы северного Поволжья с их уходящими вдаль темными лесами и песчаными берегами, задумчиво несущих свои воды рек. Скромные крестьянские избы, покрытые соломой и тесовыми крышами и виднеющимися из-за них желтеющими березками; живописные, затейливой архитектуры, небольшие церковки и другие памятники родной старины; простые и такие доходчивые по своим художественным формам разнообразные красочные предметы народного быта, особенно яркими пятнами пестревшие на многолюдных базарах и ярмарках, - все это окружение наложило неизгладимый след на творческое воображение талантливого народного мастера - художника, одного из наиболее ярких выразителей русского народного природного и архитектурного пейзажа и жизнеутверждающих образов красочного народного быта. В селе Абакумове, в окружении родной семьи, Соколов прожил до 9-летнего возраста, после чего был отвезен к тетке в Воронеж, где все свое свободное время проводил в занятиях рисованием и живописью. Здесь, в Воронеже, все более и более выявлялось художественное дарование подрастающего Соколова, мечтой которого было поступление в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. И вот, наконец, семнадцатилетним юношей, в 1809 году, Соколов отправляется в Москву, где и поступает в желанную им художественную школу. Тяжелое материальное положение и неудачно сложившиеся семейные обстоятельства не дали возможности Соколову закончить Училище живописи и заставили молодого художника покинуть школу на предпоследнем курсе. По выходе из Училища, в начале 90-х годов, Владимир Иванович Соколов уезжает в село Дятьково, бывш. Брянского уезда Орловской губернии, где находился известный хрустальный завод одного из крупнейших промышленников дореволюционной России купца Мальцева. В конторе этого завода по счетной части работал отец художника Иван Дмитриевич Соколов, умерший в 1894 году. После смерти отца Владимир Иванович Соколов продолжал жить в Дятькове, около которого, в живописной местности, было расположено имение Мальцева с роскошным барским домом и прекрасным липовым парком. Будучи в Училище живописи одним из наиболее способных и преданных учеников Левитана (1861-1900 г.), Владимир Иванович с увлечением относился к работам своего учителя - великого русского пейзажиста, проникаясь его отношением к родной природе, полным глубокого лиризма, проникновенной созерцательности и душевной теплоты. Это настроение особенно ярко характеризует ранние произведения пейзажной живописи Соколова, которые он создавал среди красивых окрестностей Дятькова, где он прожил почти десять лет, изредка выезжая в Москву со своими работами для участия на периодических выставках картин Училища живописи, Московского общества любителей художеств и других. В поисках новых природных пейзажей художник Соколов постоянно стремился на новые места и глубоко и серьезно изучал окружавшую его природу. Так, около 1900 года, Владимир Иванович уезжает на некоторое время в бывш. Пензенскую губернию, где усиленно работает в небольшом имении своих знакомых Вышеславцевых. Огромное значение на формирование художественного таланта Соколова имели советы и непосредственные указания Левитана, бывшего не только его учителем, но и довольно близким товарищем по работе. Дружеское знакомство с художником В.В. Переплетчиковым также наложило свою печать на творчество Соколова. Еще во время своего пребывания в Московской школе Живописи, Ваяния и Зодчества Владимир Иванович много слышал интересного о замечательном древнерусском архитектурном ансамбле Троице-Сергиевского монастыря и о природных красотах его живописных окрестностей. С товарищами по школе Соколов отправляется пешком в Сергиев Посад (теперешний г. Загорск Московской области) для зарисовок. Посад и его лавра произвели глубокое впечатление на молодого художника. Живописная пестрая картина лаврского базара, особенно многолюдного в летние дни «престольных праздников» монастыря, со снующими во все стороны богомольцами во всевозможных ярких костюмах из различных губерний, с многочисленными кустарями, продающими свои цветистые изделия в виде расписных детских игрушек и различной домашней и хозяйственной утвари; крестьянские подводы, груженные овощами, палатки с «красным товаром» на фоне древних крепостных монастырских стен, из-за которых виднелись золоченые верхушки красочных храмов - все это нашло свое яркое отражение последующих работах В.И. Соколова. В дальнейшем Сергиеву Посаду суждено было сыграть огромную роль в жизни и творчестве художника. Один из его знакомых профессоров по школе, С.А. Коровин, услышав восторженный отзыв В.И. Соколова о красотах и живописности Троиц.-Сергиевского монастыря, его посада и окружающего их природного пейзажа, предложил написать рекомендательное письмо попечителю кустарных промыслов Московского Губернского земства Сергею Тимофеевичу Морозову с предложением пригласить В.И. Соколова на службу в земские учебные мастерские в Сергиевом Посаде. В результате целого ряда длительных переговоров B.И. Соколов был принят в июле 1902 года в качестве преподавателя рисования ученикам этих мастерских Сергиева Посада, в котором и протекла вся последующая жизнь художника. Развитие крестьянских кустарных промыслов в Сергиевом Посаде и в его окрестностях натолкнуло Московское Земство на организацию специальных учебных мастерских, при помощи которых было бы возможно более легко проводить необходимое идеологическое и производственно-художественное руководство, направляя стихийно развивавшиеся народные художественные промыслы в желательном для господствовавших классов того времени направлении. По постановлению Экономического отдела Московской Губернской Управы приобрели небольшой участок земли с готовыми подходящими постройками на углу Нижней и Дворянской улиц, заготовили необходимый материал, производственное оборудование и соответствующие инструменты, набрали до 15 человек кустарей из окрестных деревень и Сергиева Посада и с 1891 года земские мастерские по изготовлению игрушек начали функционировать. Во главе этого дела был поставлен Земством энергичный и хорошо знающий кустарные промыслы Владимир Иванович Боруцкий. Ко времени поступления В.И. Соколова в 1902 году в земские учебные мастерские, наряду с изготовлением игрушек, в них начали организовываться также художественное столярное и резное дело. Руководителем по художественной обработке дерева в столярно-резном отделении земских мастерских был назначен В.И. Соколов. В школе при учебных мастерских, в которой В.И. Соколов преподавал рисование и черчение, к этому времени оказалось 10 человек ребят, обучавшихся игрушечному делу, и 5 человек - резьбе по дереву, преимущественно геометрической. В связи с тем, что поступление В.И. Соколова на работу в земские учебные мастерские в значительной мере определило его деятельность как художника прикладного искусства в кустарной промышленности, - необходимо более подробно остановиться на организации этих мастерских. Успешное развитие художественного столярного и резного дела в Абрамцевской мастерской Мамонтовых, открытой в 80-и годах XIX века в Хотьковском районе, недалеко от Сергиева Посада, вызвало значительное оживление местных народных деревообрабатывающих промыслов с привлечением к этому делу большого количества старых опытных мастеров-резчиков по дереву и наиболее способной крестьянской молодежи. Кустарное производство разного рода настенных шкафчиков, полочек, шкатулок и других подобных изделий, украшенных абрамцевской геометрической и плоскорельефной резьбой, настолько разрослось, что даже на улицах Москвы часто можно было встретить крестьян-кустарей, продававших деревянные резные вещи своего изделия. Наличие этой рабочей силы Московское Губернское Земство решило использовать, по его утверждениям, в целях: 1) улучшения техники производства кустарных изделий; 2) организации их сбыта и 3) снабжения кустарей хорошими материалами по доступным ценам. В связи с этим, помимо учебной мастерской, Московское Губернское земство открыло в Сергиевом Посаде приемочный пункт этих изделий, который должен был осуществлять контроль над качеством изделий, их отделкой и окраской, а также регулировать существование на изделия расценки, которые помогли бы сохранению в этой продукции кустарей необходимого художественно-производственного уровня. Фактически в этом отношении дело свелось к следующему: в учебной игрушечной мастерской была выделена комната для приемки изделий от деревенских кустарей. Здесь находился конторщик, записывавший поступавшие изделия, и мастер, осматривавший их с точки зрения качества их выполнения. За отобранные изделия непосредственно здесь же производился расчет. При приемке изделий часто присутствовал и В.И. Соколов. Основная не работа В.И. Соколова была сосредоточена в классе рисования, находившемся во флигеле, во дворе. Здесь же помещались ученики резного и столярного дела. За массивным столом сидели и стояли 5 ребят со стамесками-косяками и вырезали различные узоры на деревянных бочонках и поставцах, специально для этой цели скупаемых на базарах Сергиева Посада. Стояли два учебных верстака, за которыми работали подростки лет 14-15. В этом же помещении находились и столяры, изготовлявшие различные шкатулки, и два столяра-мебельщика. В 1905 году было заложено и выстроено новое каменное здание, предназначенное для самостоятельной столярно-резной мастерской, заведующим и художественным руководителем которой был назначен В.И. Соколов, перебравшийся сюда в 1906 году с 7-ю учениками и со всем необходимым производственным оборудованием. Эта новая мастерская помещалась рядом со старым зданием, в котором теперь было сосредоточено только производство игрушек под руководством В.И. Боруцкого. Здесь же во дворе находилась сушилка для распиленных лесоматериалов, имевшая две камеры. Сушка производилась при помощи нагретого воздуха до 40˚ с калориферами. В подвальном помещении находилась топка. В новом двухэтажном здании столярно-резной мастерской, внизу, находились, в правой части, 12 верстаков для учеников и один верстак для мастера-инструктора, а в левой разместились ученики-резчики по дереву. Здесь же внизу была устроена плита для получения горячей воды и варки клея. Были сделаны специальные «палатки» для подсушки материалов. При входе находилась контора по приемке изделий и материальная часть. В верхнем этаже при входе направо был склад готовых изделий, а налево классы рисования и помещение для выжигания и росписи секретно-орнаментальных украшений на деревянных изделиях. Одним из главных организаторов выжигально-раскрасочного дела в земских учебных мастерских был В.И. Соколов, который в свою очередь познакомился с этим художественным промыслом через В.И Боруцкого. Еще до организации этого производства в земских мастерских во многих магазинах Москвы в конце XIX века можно было встретить подарочные деревянные шкатулки, на крышках которых были выжжены рисунки с нарядной расцветкой яркими красками, покрытые блестящим лаком. Сюжеты этих рисунков представляли собою мотивы, взятые из старого русского быта, в его несколько приукрашенной трактовке: летние и зимние тройки, бояре с боярышнями и тому подобное декоративное оформление. Согласно данным исследования 1912-1913 гг. E. Петрова («Игрушечный промысел в Сергиевском Посаде в Дмитровском уезде Московской губернии». Издание Московского Губернского Земства. Москва, 1966 г., стр.8): «Выжигание и раскрашивание, несмотря на свое более позднее появление (с 1900 г.), успело уже завоевать довольно прочное место и опередить три более старые группы» (игрушечного производства, т.е. «резную», «одевание кукол» и «смешанную» группу Н.Б.). В приведенном исследовании Е. Петров утверждает также (на стр.6), что «из перечисленных групп только группа по выжиганию и раскрашиванию появилась в результате деятельности Земской игрушечной мастерской при Сергиевом Посаде. Остальные шесть («лепные», «токарные», «столярные», «резные», «одевание кукол» и «смешанные» H.Б.) наблюдались и во время исследования 1879 г.». Ко времени производившихся обследований 1912 г. выжиганием с раскраской по дереву в Сергиевом Посаде и прилегающих к нему деревнях было занято около 100 дворов (см. статью В.И. Боруцкого в сборнике «Игрушка, ее история и значение». Москва, 1912 г. стр.215). Для организации этого нового производства земскими учебными мастерскими было приобретено в Москве, в магазине художественных материалов, 6 выжигальных аппаратов со всеми принадлежностями к ним и, кроме того, 12 выжигальных игл разного образца. Слух об этом новом виде производства широко распространился среди кустарей Сергиева Посада, вызвав у них большое желание заняться этим делом. Одним из первых инструкторов выжигальщиков в земских учебных мастерских был очень способный кустарь Дмитриев, выполнявший первые композиции по рисункам B.И. Соколова и обучивший этому искусству выжигания и росписи ряд молодых учеников. Для украшения наиболее ходовых деревянных изделий новым видом выжигально-раскрасочной декорации для учебной мастерской В.И. Соколовым были закуплены привезенные из Семеновского уезда Нижегородской губернии (из нынешнего Горьковского края) две тысячи ложек разных сортов. Наряду с яркими цветочными узорами, на ложках изображались виды Троице-Сергиевского монастыря, древнерусские городки и другие сюжетные мотивы, данные в характере декоративно-обобщенных выразительных форы народного лубка. Выполнение этих композиций, созданных по рисункам B.И. Соколова, передавалось местным кустарям и проводилось под его же художественно-производственным руководством. Стремясь возможно точнее передать наиболее традиционные художественные формы бытовых изделий народного искусства и внедрить их в современное его эпохе кустарное производство, В.И. Соколов широко использовал в этом направлении наиболее интересные вещи, находившиеся в коллекциях Исторического музея в Москве. Для этой цели В.И. Соколовым был приглашен кустарь-резчик по дереву, который по указанию В.И. Соколова выполнил несколько различной формы ковшей-копий с имеющихся в Музее подлинных памятников народного творчества. Выполненные ковши-копии были посланы в тот же Семеновский уезд для изготовления по данным образцам большого количества ковшей, предназначавшихся под выжигание и роспись. Помимо коллекций Исторического Музея В.И. Соколовым были также обследованы в этих целях исторические памятники Ростова Великого под Ярославлем. Были произведены обмеры, сделаны кальки и выполнены зарисовки с особо подходящих для кустарного производства предметов родной старины и русского народного искусства. Среди них также находились и мелкие ковши, копии с которых должны были пойти под выжигание и раскраску. Кроме ковшей, в большом количестве покрывались выжженными рисунками с красочной росписью мелкие токарные изделия, в виде различных коробочек, бочат, грибочков, игольников и других укладок, выполняемые местными сергиевскими кустарями и предназначавшиеся для продажи в качестве елочных украшений. Такие украшались и деревянные токарные пасхальные яйца разных размеров, заказов на выполнение которых особенно много поступало от Торгового Отдела Кустарного Музея. Разнообразные сюжетно-орнаментальные композиции этих украшений также выполнялись по рисункам В.И. Соколова. Наряду с этим, В.И. Соколовым создавались и более крупные композиции для выжигания и раскраски деревянных шкатулок, изготовляемых не только местными деревенскими, но и московскими кустарями. Основными материалами для этих композиций в части орнаментальной служили творчески переработанные мотивы росписей на прялках из коллекций Исторического музея, а в части сюжетно-пейзажной использовались В.И. Соколовым собственные зарисовки с натуры во время его многочисленных поездок по родной земле. Роспись с выжиганием деревянных кустарных изделий ходко шла в продаже Торгового Отдела Кустарного Музея в Леонтьевском переулке и магазина «Союз» в Петровских линиях в Москве, а также требовалась в значительном количестве Петроградским и Одесским кустарным складами и другими отечественными и заграничными торговыми организациями. Особенно большим спросом пользовались красочные, выполненные в характере народного лубка, «матрешки», состоявшие из многочисленных отдельных вкладывающихся фигурок, тысячами сбывавшихся за границу. B.И. Соколов проработал в сергиевских учебных мастерских в течение 18 лет, создав в области выжигания и росписи по дереву свой особый «соколовский» стиль, основанный на лучших традициях загорской цветистой раскраски, глубоко созвучный яркому красочному народному лубку и отражающий в себе характерные черты творческой личности художника. В 1920 году В.И. Соколова назначают Членом Комиссии по охране памятников искусства и старины бывшей Троице-Сергиевой Лавры, где он скоро выдвигается на пост председателя этой комиссии. Непосредственное и постоянное соприкосновение с замечательными памятниками древнерусского изобразительного искусства еще более расширяет творческий горизонт художника, углубляя понимание этим выдающимся мастером одного из основных источников русского народного декоративного искусства. В 1926 году В.И. Соколов назначается Членом Ученого Совета Государственного Загорского Историко-Художественного Музея, а в 1927 году исполняет обязанности заместителя заведующего этим Музеем, созданным в целях охраны, научного изучения и соответствующей экспозиции памятников драгоценных собраний бывшего Троице-Сергиевского монастыря. Проработав в этой области изучения культурного наследия прошлого более 8 лет, В.И. Соколов с 1928 годапереключается снова на любимую свою деятельность по созданию образцов художественных деревянных изделий с выжиганием и росписью для кустарной промышленности. Он поступает в качестве художника-инструктора в Загорскую кустарную артель по изготовлению художественных деревянных изделий (ныне Загорская промыслово-производственная артель имени РККА). Здесь он работает до 1936 года, создавая сотни рисунков, по которым артель получала заказы на изготовление разного рода шкатулок, бочат, поставцов, различной формы всевозможных укладок, декоративных блюд, подносов, настенных панно и других деревянных изделий, украшенных выжженными и расписанными на них многоцветными композициями по выполненным образцам В.И. Соколова. Усилившаяся болезнь не дала возможности художнику продолжать свою служебную деятельность в артели. B.И. Соколов, получая персональную пенсию и оставив службу, неуклонно, до конца дней своих работал в области графики и живописи, выявляя себя как превосходного мастера, главным образом, природного и архитектурного пейзажа. Уже будучи тяжело больным и не вставая с постели, B.И. Соколов не расставался с карандашом и бумагой, делая те или иные интересовавшие его зарисовки. Умер В.И. Соколов 27 марта 1946 года в своем маленьком деревянном доме в Загорске, где протекли более 40 лет его глубоко плодотворной творческой жизни. Сама обстановка этого скромного домика, напоминавшая собою своеобразный музей предметов родной старины и народного художественного творчества, была глубоко созвучна творческой направленности ее владельца – обаятельного по своему выдающемуся таланту труженика русского национального искусства. Великий пролетарский писатель, глубочайший ценитель русского народного искусства, Алексей Максимович Горький, купивший картину «Весенний пейзаж» работы B.И. Соколова, написал 22 октября 1904 года художнику очень теплое дружеское письмо, назвав себя почитателем его глубоко-поэтического таланта. За свои выдающиеся работы в области живописи, графики и росписи с выжиганием В.И. Соколов получил на отечественных и зарубежных выставках ряд наград. Так, в январе 1904 года на Международной научно-промышленной выставке «Детский мир» в Петербурге, «За оригинальные и художественные вещи в старорусском вкусе, а также прекрасные по художественным достоинствам панно и картины на дереве» В.И. Соколов награжден золотой медалью. В ноябре 1904 г. на выставке прикладного искусства в Париже награждается золотой медалью. В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже (Бельгия) B.И. Соколов получает бронзовую медаль. В 1906 году на Международной выставке в Милане (Италия) также получает бронзовую медаль. В 1925 году на Международной выставке декоративного и прикладного искусства в Париже награждается серебряной медалью. В 1927 году на Международной выставке декоративного искусства в Монце (Италия) В.И. Соколову присуждается почетный диплом. В том же 1927 году ему присуждается другой почетный диплом за высокохудожественную работу, как участнику Сергиевской Уездной выставки, устроенной в честь славного десятилетия Советской Власти. В 1929 году на пятой Международной выставке книжных знаков, устроенной в Лос-Анджелесе (Калифорния) за серию экслибрисов, резанных на дереве, В.И. Соколов также получил диплом. Помимо указанных, Соколов выставлял свои произведения на многочисленных выставках Московского общества любителей художеств, на академических в Петербурге, а также в Товариществе передвижных выставок и в Московском Товариществе художников. В советский период художник участвовал своими разнообразными живописными графическими и декоративно-прикладными работами на многих государственных выставках. В связи с исполнившимся тридцатипятилетием художественной деятельности В.И. Соколова, 18 января 1928 г. в Москве в Государственной Академии Художественных Наук Графической Комиссией Академии было организовано торжественное заседание. Были сделаны три доклада: В.Я. Адарюковым - «К 35-летию художественной деятельности В.И. Соколова», И.Е. Бондаренко - «В.И. Соколов, как общественный деятель» и И.Н. Павловым - «В.И. Соколов - как гравер». Пригласительные билеты на это юбилейное заседание были любовно украшены специально выполненными для них гравюрами, работы И.Н. Павлова, близкого друга художника, изображающими портрет В.И. Соколова и его мастерскую - домик в Загорске. Эта юбилейная дата также была отмечена персональной выставкой произведений В.И. Соколова в Загорском историко-художественном музее. В 1939 году, в Москве, в выставочных залах «Всекохудожника» была устроена расширенная персональная выставка его произведений, среди которых было много деревянных изделий с выжиганием и красочной росписью. На заседании, посвященном открытию этой выставки, ряд известных советских искусствоведов и художников сделали высокую оценку представленных на выставке работ В.И Соколова и отметили особенно большое значение его художественной деятельности для дальнейшего развития русского национального декоративного и прикладного искусства. С теплой и глубоко прочувствованной речью в этом направлении выступил народный художник СССР А.М. Герасимов. Такой же высокий отзыв получили произведения B.И. Соколова на выставке «Художники Подмосковья», устроенной в феврале 1946 года в Московском Музее Краеведения. Оргкомитетом Союза Советских Художников СССР в июле 1948 года в Москве была открыта посмертная выставка произведений В.И. Соколова. Среди наиболее ранних живописных работ В.И. Соколова находилась и его картина «Осень», выполненная маслом на холсте в 1893 году (официальная дата начала его художественной деятельности). Кроме живописи на выставке были представлены графические произведения художника: рисунки акварелью, гуашью, карандашом, литографии, гравюры на дереве и на линолеуме, офорты и проч. Последние произведения В.И. Соколова, показанные на выставке, относятся к 1945 году; это – выполненная углем картина «У мельницы» и акварель «Сергиев Посад». На выставке были представлены также особенно характерные для творчества В.И. Соколова, как графика, автолитографии (листы) из альбомов «Сергиев Посад» (1916-1917 гг.), «Уголки Сергиева Посада» (1922 г.) и «Старая Москва» (1922 г.). Очень хорошо были экспонированы на этой выставке удачно подобранные образцы деревянных изделий с выжиганием и цветистой яркой росписью, выполненные по рисункам В.И. Соколова. Среди этих разнообразных изделий находились традиционные ковши, различной формы и величины; солонки; кадочки; кубышки, коробки; поставцы; бокалы; рюмки, пудреницы и проч. Эта далеко не полная посмертная выставка произведений В.И. Соколова все же достаточно убедительно показала всю многогранность художественного творчества этого замечательного певца русской природы, русского быта и русских народных поэтических легенд и сказок. Многочисленные записи, сделанные в книге отзывов на выставке, подтверждают, что произведения В.И. Соколова повышают любовь к Родине и ее красотам и непревзойденному по своему красочному узорочью мастерству русского народа. Информация из: Большаков Н.С. Монография на тему: «Владимир Иванович Соколов - художник загорской росписи» [Рукопись]. – М., 1948. – 67 лл.