Раков Михаил Дмитриевич, скульптор-анималист, мастер резьбы и гравировки по кости и металлу, педагог.
Родился в провинциальной дворянской семье среднего достатка в полутора верстах от г. Тотьма Вологодской области. В 1902 г. семья, после смерти отца, переезжает в Архангельск, а в 1906 г. в Петербург, где М. Раков учится в реальном училище. В 1912 г. поступил в студию скульптора Шервуда и художника Бернштейна. Одновременно работал в ювелирной фирме Фаберже штатным художником. В 1918 г. возвращается в Архангельск, где работает инструктором кооперации, а с 1922 г. художником Совнархоза. Много путешествует, знакомится с Холмогорским промыслом резьбы по кости. Работая инструктором Губсовнархоза, оказывает содействие в организации школы и мастерской косторезного искусства под руководством мастеров-косторезов В. Гурьева и В. Узникова. Начало работы М.Д. Ракова в области резной кости относится к 1923 г. В 1924 г. переезжает в Подмосковье. С середины 1920-х гг. участвует в художественных выставках.
Информация из: М.М. Раков. Скульптор Михаил Дмитриевич Раков (1892 - 1971). Москва, 1992
В 1941-1942 гг. педагог МХПУ им. Калинина, с 1947 г. член Художественного и ученого советов НИИХП. Работы хранятся в МНИ, Киевском музее русского искусства.
Информация из: Н.С. Королева. Отчет по теме № 17-А // Словарь мастеров художественных промыслов, т. 2224, 1961 (машинопись)
Творческая судьба Михаила Дмитриевича Ракова неразрывно связана с историей отечественного декоративно-прикладного искусства ХХ столетия, эпохой возрождения и развития отечественных традиционных художественных промыслов, деятельностью Московского Кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности. Михаил Дмитриевич начал свою творческую и профессиональную деятельность скульптора и художника в одном из самых известных российских предприятий, лидеров мировой ювелирной индустрии ХХ столетия – фирме Карла Фаберже. По его проектам, начиная с 1920-х годов, работали мастера холмогорской резьбы по кости, с 1930-х - черневой гравюры в Великого Устюга, в 1950-е – златоустовской художественной гравюры по стали, мстерской лаковой росписи, ростовской финифти и каслинского литья. Михаил Дмитриевич оказал значительное влияние на возрождение, становление и развитие кустарной промышленности СССР, стоял у истоков сложения национальной художественной школы традиционных российских художественных промыслов. С 1925- х по 1960-е годы Раков был активным участником Международных выставок в Париже (1925, 1937 гг.), Милане в 1927 году (Диплом), Всероссийских и Всесоюзных выставок (Диплом, 1942).
Информация из: М. Ильин. Михаил Дмитриевич Раков. Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956
Скульптор, мастер художественной миниатюры из кости. Член Московского отделения союза советских художников. На протяжении многих лет создавал образцы для народных художественных промыслов в кости и металле; неоднократно участвовал в выставках декоративного искусства. Ряд произведений хранится в Музее народного искусства.
Информация из: Разина Т.М. Русский художественный металл, 1958
Внесен в Книгу Почета НИИХП 23 октября 1967 г. «За выдающиеся произведения резной миниатюры из кости, за работы для черневого серебра, за постоянную вдумчивую работу с художниками Института и мастерами художественных промыслов».
Читать далее