Вернуться
Раков Михаил Дмитриевич, художник, художник НИИХП, скульптор
Раков Михаил Дмитриевич, художник, художник НИИХП, скульптор
Персоналия
Раков Михаил Дмитриевич
Годы жизни
Вид деятельности
художник  
художник НИИХП  
скульптор  
Биография
Раков Михаил Дмитриевич, скульптор-анималист, мастер резьбы и гравировки по кости и металлу, педагог. Родился в провинциальной дворянской семье среднего достатка в полутора верстах от г. Тотьма Вологодской области. В 1902 г. семья, после смерти отца, переезжает в Архангельск, а в 1906 г. в Петербург, где М. Раков учится в реальном училище. В 1912 г. поступил в студию скульптора Шервуда и художника Бернштейна. Одновременно работал в ювелирной фирме Фаберже штатным художником. В 1918 г. возвращается в Архангельск, где работает инструктором кооперации, а с 1922 г. художником Совнархоза. Много путешествует, знакомится с Холмогорским промыслом резьбы по кости. Работая инструктором Губсовнархоза, оказывает содействие в организации школы и мастерской косторезного искусства под руководством мастеров-косторезов В. Гурьева и В. Узникова. Начало работы М.Д. Ракова в области резной кости относится к 1923 г. В 1924 г. переезжает в Подмосковье. С середины 1920-х гг. участвует в художественных выставках. Информация из: М.М. Раков. Скульптор Михаил Дмитриевич Раков (1892 - 1971). Москва, 1992 В 1941-1942 гг. педагог МХПУ им. Калинина, с 1947 г. член Художественного и ученого советов НИИХП. Работы хранятся в МНИ, Киевском музее русского искусства. Информация из: Н.С. Королева. Отчет по теме № 17-А // Словарь мастеров художественных промыслов, т. 2224, 1961 (машинопись) Творческая судьба Михаила Дмитриевича Ракова неразрывно связана с историей отечественного декоративно-прикладного искусства ХХ столетия, эпохой возрождения и развития отечественных традиционных художественных промыслов, деятельностью Московского Кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности. Михаил Дмитриевич начал свою творческую и профессиональную деятельность скульптора и художника в одном из самых известных российских предприятий, лидеров мировой ювелирной индустрии ХХ столетия – фирме Карла Фаберже. По его проектам, начиная с 1920-х годов, работали мастера холмогорской резьбы по кости, с 1930-х - черневой гравюры в Великого Устюга, в 1950-е – златоустовской художественной гравюры по стали, мстерской лаковой росписи, ростовской финифти и каслинского литья. Михаил Дмитриевич оказал значительное влияние на возрождение, становление и развитие кустарной промышленности СССР, стоял у истоков сложения национальной художественной школы традиционных российских художественных промыслов. С 1925- х по 1960-е годы Раков был активным участником Международных выставок в Париже (1925, 1937 гг.), Милане в 1927 году (Диплом), Всероссийских и Всесоюзных выставок (Диплом, 1942). Информация из: М. Ильин. Михаил Дмитриевич Раков. Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956 Скульптор, мастер художественной миниатюры из кости. Член Московского отделения союза советских художников. На протяжении многих лет создавал образцы для народных художественных промыслов в кости и металле; неоднократно участвовал в выставках декоративного искусства. Ряд произведений хранится в Музее народного искусства. Информация из: Разина Т.М. Русский художественный металл, 1958 Внесен в Книгу Почета НИИХП 23 октября 1967 г. «За выдающиеся произведения резной миниатюры из кости, за работы для черневого серебра, за постоянную вдумчивую работу с художниками Института и мастерами художественных промыслов».