Искусствовед, художник, историк- исследователь кружева и вышивки.
Окончила в 1951 году Московское художественно-промышленное училище им. М.И Калинина. Здесь состоялось её первое знакомство с народным искусством России. Здесь изучались характерные особенности русских народных орнаментов и композиционных решений. Здесь познавалась роль ритма узора, значение пропорций рисунка, его цветовое звучание и характер сюжета. Здесь Климова стала художником по декоративному ткачеству, научилась ткать и вышивать.
В 1952 году она поступила в МГУ им. М. В. Ломоносова на искусствоведческое отделение исторического факультета. Преподавателями и наставниками Нины Тимофеевны были такие знатоки и исследователи древнерусского искусства, как Виктор Михайлович Василенко — искусствовед, поэт, мыслитель (потомок знаменитого украинского философа Григория Сковороды), Михаил Андреевич Ильин — искусствовед, блестящий исследователь древнерусской архитектуры и декоративно-прикладного искусства, Алексей Николаевич Свирин — один из удивительных учёных, тонкий знаток древнерусской иконописи и шитья — хранитель этого раздела экспонатов в Государственной Третьяковской галерее.
Климова одновременно училась в университете и работала в Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской Игоря Грабаря. Сотрудники мастерской часто выезжали в командировки в различные музеи страны. Это давало возможность внимательно изучать музейные фонды, фотографировать и зарисовывать материалы музейных коллекций, накапливая их для дальнейшей научной работы.
В начале 1960-х годов Н. Т. Климова перешла на работу хранителем одежды и тканей Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. Во второй половине 1960-х годов. Н. Т. Климова переходит на работу в Научно-исследовательский институт художественной промышленности РСФСР (НИИХП).
1990-е годы для Н. Т. Климовой — это годы активной работы. Она написала ряд статей, продолжающих исследование народного искусства вышивки и кружева. Продолжая исследование русского народного кружева Климова в 1993 году опубликовала книгу «Народный орнамент в композиции художественных изделий», цветное коклюшечное кружево. Так полно и вдохновенно ещё никто не писал о русских народных цветных кружевах.
В 2002 году вышла её последняя книга «Русские народные праздничные головные уборы XVIII — начала XX века». Она рассказывает об ансамбле русского народного костюма, о цветовой гармонии, его красочности и о великолепии народных головных уборов.
Старший научный сотрудник лаборатории вышивки и кружева НИИХП (по сост. на 1971-1973 г.)
Публикации:
Климова Н. Т. Вышивка // Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей : практ. пособ. для руководителей шк. кружков. -М., 1978.-С. 7-64.
Климова Н.Т. Русское золотошвейное искусство. М., 1979
Климова Н., Федосова О., Наумова О., Ривкина В. Ручная и машинная вышивка, М., Легкая индустрия, 1980
Климова Н. Т. Цветное михаиловское кружево и творчество заслуженного художника РСФСР Д. А. Смирновой // Искусство художественных промыслов на современном этапе. М., 1981
Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области (рассказы о народном искусстве). Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1983
Климова Н. Т. Современная тематика в искусстве русской народной вышивки и кружеве // Идейно-творческая направленность искусства народных художественных промыслов на современном этапе. М., 1984.
Климова Н. Т. Кировское коклюшечное кружево // Советское декоративное искусство. 1984. № 7
Климова Н. Т. Вышивка // Основы художественного ремесла. М., 1986.-Ч. 2
Климова Н.Т., Шпикалова ТЛ. Русское народное искусство ХУШ-ХХ вв. Костюмы, женский головной убор, полотенце, вышивка, ткачество, кружево, набойка. Несброшюрованный альбом с методической запиской. М., Советский художник, 1986
Климова Н. Т. Вышивка Валентины Васильевны Грумковой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1990
Н. Климова, Народный орнамент в композиции художественных изделий, М., Изобразительное искусство, 1993
Климова Н.Т., Двуглавый орëл: герб государства российского в русском народном искусстве (XVIII-нач. XX века), М., Изд-во Академии искусства и науки ХХЫ века "НОРМА", 1998
Читать далее