В 1946 году окончила Московский институт прикладного и декоративного искусства /факультет керамики/.
С 1946 года работает в НИИХП
Работала в самых различных направлениях: и камнерезном искусстве, и в живописной эмали, и в черневом серебре, и в ювелирном деле.
Старший художник лаборатории металла, кости, камня НИИХП. (по сост. на 1975 г.)
Информация из: Художницы НИИХП-75: Каталог
Участник экспедиции в Татарскую АССР в 1958 г.
Информация из: О. Попова. Отчет по теме 11-б. Экспедиция в Татарскую АССР. Москва, 1958 г. (машинопись)
В 1966 г. внесена в Книгу Почета НИИХП «За создание высокохудожественных образцов ювелирных изделий, экспонировавшихся на многих отечественных и зарубежных выставках и сыграли положительную роль в развитии ювелирного искусства, за оказание квалифицированной помощи мастерам и художникам промыслов».
Заслуженный художник РСФСР. Художник научно-исследовательской лаборатории художественной обработки металла, камня и кости.
Информация из: НИИХП. 60 лет. Справка-доклад. М., 1992
Работы для артели «Ростовская финифть» нач. 1950-х гг. оказали воздействие на развитие искусства современной финифти, а также творчества мастеров артели. Туалетный прибор из камня с металлом получил первую премию на конкурсе 1956 г. за красивую новую форму и культуру использования мягкого камня (ангидрата). Работы экспонировались на республиканских выставках. Среди изделий артели «Ростовская финифть», получивших золотую медаль Международной выставки в Брюсселе (1958 г.) были работы Тоне. Период 1956-1959 гг. характеризуется значительными работами в области черневого серебра. Награждена дипломом I степени на Всероссийском смотре-выставке художественных промыслов 1960 г.
Информация из: Н.С. Королева. Отчет по теме № 17-А // Словарь мастеров художественных промыслов, т. 2224, 1961 (машинопись)
Творческое наследие заслуженного художника РСФСР М.А. Тоне представлено большими сериями работ в камне, металле, черневом серебре, живописной эмали, а также замечательной коллекции ювелирных украшений. Она принадлежит к поколению художников, деятельность которых началась в первые послевоенные годы. Это был период быстрого возрождения традиционных центров народного искусства. Именно в эти годы развивалась научно-творческая работа с Гжелью под руководством А.Б. Салтыкова, давшая реальные и значительные результаты. Начало 1950-х гг. отмечено двумя главными направлениями, которые пройдут красной нитью через всю деятельность М.А. Тоне: работа с промыслами, где искусство которых отличалось глубокой самобытной традицией, и с промыслами, где искусство зарождалось или требовало существенного обновления.
Проблема создания нового ассортимента требовала не только изучения современной ситуации, но и обращения к классике камнерезного дела. Тоне занимается зарисовками в залах Эрмитажа. Изучает традиции в запасниках Исторического музея, Оружейной палате.
Первая ее работа – туалетный набор «Березка» (МНИ). В середине 1950-х гг. Тоне привлечена к работе над альбомом «Русская эмаль и скань» - исполняла цветные зарисовки.
В н. 1970-х гг. участвовала в создании новых изделий для «Ростовской финифти».
Информация из: Разина Т.М. Художник НИИХП и народные промыслы (творчество заслуженного художника РСФСР М.А. Тоне). Сборник трудов. Выпуск № 25, 1988 г.
Художница М.А. Тоне исполнила 6 очень интересных проектов для фабрики «Победа» на тему «Окна РОСТА». Значки получились эмоциональны и новы. Она также автор значков «Шушенское», «Домик в Шушенском» и медали «Ленин в Шушенском».
Информация из: Отчет по теме № Х-2-66. Создание национальных сюжетно-тематических сувениров и высокохудожественных произведений декоративного искусства. М., 1967 (машинопись)
Читать далее