1 сентября 1932 г.р.
1958 – окончила факультет художественной обработки металла МВХПУ (бывшее Строгановское). Преподаватели Ф.Я, Мишуков, Г.В. Крюков
1958-1962 – работала художником лаборатории художественной обработки металла НИИХП
1960 – награждена дипломом Роспромсовета РСФСР за комплект изделий в серебре по мотивам народных промыслом, экспонированных на выставке «Народные промыслы РСФСР»
1961 – начала участвовать в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках
1962 – вступила в Союз художников СССР
1967 – награждена дипломом Союза художников РСФСР за лучшую работу года
1969 – удостоена медали Министерства культуры СССР и Союза художников СССР за участие в четвертой республиканской художественной выставке «Советская Россия»; награждена дипломами Союза художников РСФСР, за участие в художественных выставках (1969, 1977, 1979, 1980 гг.)
1973 – награждена дипломом Совета Министров РСФСР за изделия, выполненные в качестве образцов для тиражирования на предприятиях ХФ РСФСР
Инесса Борисовна Бешенцева давно известна, как один из ведущих художников-ювелиров Российской Федерации.
Работала с крупными формами, обладала способностью находить нужные соотношения между деталями и образным целым. Произведения ясны по пропорциям, логически завершены, имеют крепкую конструкцию, совершенны по технической обработке, в них ощутима уверенная, крепкая рука автора и исполнителя одновременно.
В своих творческих поисках Инесса Борисовна добивается наибольшей выразительности. Решает форму с учетом пространства, с большим пониманием использует различные материалы, применяет декор.
Училась в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). Кроме профильных предметов, изучала живопись, много писала. На факультете художественной обработки металла, где и училась Инесса Борисовна, готовили, в основном, художников для работы в интерьере. Видимо, чувство объема, пространственность мышления были заложены именно тогда.
Под руководством Ф.Я. Мишукова на последнем курсе обучения выполнила подарочную вазу с подносом в технике золотой наводки.
В 1958 году после окончания МВХПУ Бешенцева начала работать во Всесоюзном научно-исследовательском институте художественно промышленности (1958-1962 гг.). В течение четырех лет художница по роду своей деятельности находилась в непосредственных контактах с народными промыслами. Частые командировки в республики Средней Азии, Закавказья, в среднюю полосу России – Мстеру и Красное село, дали возможность молодому специалисту познакомиться с многообразием национальных традиций ювелирного искусства. А любовь и внимание к народному творчеству обогащали творческий опыт художницы и в умении обращаться с материалом при создании вещи, и в самом мастерстве исполнения. Уже по первым украшениям, выполненным после поездок, видно, что она чувствует «дыхание» материала, его природные свойства. С большим вкусом мастер использует своеобразие каждого камня и отличительные особенности металлов, применяет древние ювелирные техники: ковку, чеканку, скань, зернь. Во всех работах автор, сохраняя национальный колорит, выявляя народный характер, остается мастером современным, со своей неповторимой индивидуальностью.
В начале 1960-х годов вступила в Союз художников, после чего выполняла для Общесоюзного дома моделей одежды коллекции ювелирных украшений.
Очень скоро работы Инессы Борисовны обратили на себя внимание, стали приобретаться музеями.
Несколько укрупненные формы украшений крепко слажены, цельны, и, если можно так выразиться, очень эмоциональны. Несмотря на их массивность, некую как бы «тяжеловесность», чертания силуэтов грациозны, изящно выполнен декор, тщательно проработана поверхность металла.
На начальных этапах творческого пути Бешенцева часто использует традиционный «звериный» стиль, включая в декор силуэтные очертания птиц и животных. Однако, в ее творчестве, это явление, скорее, мимолетное.
Работы И.Б. Бешенцевой – небольшие объемно-пространственные композиции, несут целый мир красоты и грез. Невольно поверишь в таинственную силу талисмана, глядя на зачаровывающие взгляд произведения мастера.
Много и увлеченно работает Инесса Борисовна в технике художественной эмали. У москвичей интерес к ней возрос в связи с проведением международных конкурсов в Лиможе, посвященных современному эмальерному искусству. Немало способствовали его возрождению в творчестве московских ювелиров тесные контакты с венгерскими мастерами, в 70-х гг вновь начавших эксперименты в области этого давно забытого искусства. Испытав свои силы в пробах – вставках, кольцах, она активно включилась в освоение техники, результатом чего, стали созданные художницей образцы для массового производства и серии уникальных работ.
Как уже говорилось, Бешенцева И.Б. являлась еще и художницей. Рисовала карандашом, писала красками, в том числе на природе. Уже накопилось много рисунков и эскизов, зарисовок с натуры, есть натюрморты с букетами полевых цветов, переданных звучной россыпью красок. Они так напоминают мерцающие переливы камней и металла, своеобразный колорит украшений, чувствуется, что автор черпает вдохновение в естественной красоте природы, разнообразии ее форм.
По тексту В. Проценко. Инесса Бешенцева. Ювелирное искусство. Каталог выставки, 1990.
Художник лаборатории металла НИИХП (по сост. на 1961 г.). Принимала участие в экспедиции НИИХП в Ярославскую область в 1961 г.
Информация из: Рукопись. Отчет по теме №7-б «Экспед.в Яросл. Обл», 1961
И. Бешенцева - автор браслета и броши со сканью.
Информация из: Разина Т.М. Народное искусство и современная творческая практика. НИИХП. Сборник трудов. Выпуск 2. Москва, 1963 г.
Читать далее